Zabytki.in.ua
Достопримечательности Украины

Монастырь кармелитов Теребовли

История

Южная башня оборонного периметра теребовлянского кармелитского монастыря Южная оборонная башня кармелитского монастыря Теребовли

Вначале XVII столетия, когда крепости на вершине Замковой горы оставалось жить считанные десятилетия, у ее подножья появится новая твердыня, которая будет защищать Теребовлянские земли еще и на духовном уровне. А началась ее история с приглашения в 1617 году городского старосты Петра Ожги ( -1623) ордена Босых кармелитов для основания монастыря на ввереных ему землях.

В качестве временного пристанища братии на берегу реки Гнезной рядом с церковью святого Николая в скором времени (1624 год) благодаря финансовой поддержке местных жителей (в число пожертвований входили село Боречевка, пивоварня, доходный дом, магазин) выросли деревянные постройки монастыря: келейный корпус с хозяйственными помещениями и небольшой костел.

Однако деревянные, хоть и новые крепко сбитые, стены мало могли противостоять сметавшим все на своем пути татарским набеги, которым подвергались Галичские земли с завидной регулярностью. Поэтому для повышения обороноспособности одного из ключевых восточных узлов городской фортификационной системы, которым являлась обитель, в 1635 году на средства Адама Комаровского было начато строительство каменного оплота веры.

Арка-колокольня центрального входа монастыря босых кармелитов Теребовли Арка-колокольня центрального входа кармелитского монастыря

Спустя четыре года на левом берегу быстрой реки Гнезны во всем величии аскетичной красоты появился костел Успения Пресвятой Девы Марии с двухэтажным монастырским корпусом за каменной стеной с четырьмя угловыми башнями, создав еще один самостоятельный узел теребовлянской обороны.

Фортификационные приготовления в бурном XVII столетии не стали излишними, ведь к постоянным набегам татар добавились и новый виток польско-турецких войн, в ходе которых земли Галичины первыми принимали на себя удар врага (комплекс сильно пострадал во время компаний 1672, 1675, 1685, 1687 годов, лишившись помимо прочего верхних ярусов башен костела).

Выйдя хоть и с потерями, но победителем из затяжного периода войн Речь Посполитая в начале XVIII столетия переживает новый всплеск своего развития, когда вновь появляются средства на восстановление поврежденных в ходе боевых действий христианских твердынь дабы вселить и укрепить веру как одну из фундаментальных составляющих государства. На монастырь кармелитов Теребовли благодать снизошла в виде милости собственника города Стефана Потоцкого (1652 — 1727), стараниями которого ему был возвращен достойный высокого звания облик.

Однако суровая аскетичность облика католического оплота веры не очень гармонировала с новыми веяниями в храмовой архитектуре середины XVIII столетия, когда вопрос обороны отошел на второй план, уступив место эстетической красоте. В связи с этим была начата капитальная перестройка костела Успения Девы Марии, в ходе которой внешний фасад приобрел барочные черты, а внутренний интерьер был расписан придворным художником польского короля Августа III Саксонца Иосифом Майером на средства, пожертвованные шляхетской семьей Дульских.

Комплекс бывшего теребовлянского кармелитского монастыря Комплекс монастыря босых кармелитов Теребовли

Освящен же обновленный величественный храм был в 1781 году, что обеспечило ему по согласованию с монастырской братией статус приходского в 1810-ом после всепоглощающего пожара, унесшего в своем пламени деревянный оплот веры церковного округа.

Несмотря на сокращение финансирования католических монастырей в времена правления на галичских землях Австро-Венгрии (вторая половина XIX века), теребовлянский костел поддерживался в довольно хорошем состоянии: так были проведены реставрационные работы внутри помещения храма, сооружена новая колокольня над центральным входом комплекса. Завершение свое кропотливая работа нашла в начале нового ХХ столетия, когда к 1910 году были восстановлены южная часть оборонной стены и юго-восточная башня внешнего периметра.

Первая мировая война 1914 — 1918 годов внесла свои коррективы в жизнь обители босых кармелитов: часть помещений монастыря была переоборудована под госпитальные нужды российской армии, войска которой оккупировали галичские земли.

Юго-восточный фасад бывшего теребовлянского монастыря босых кармелитов Юго-восточный фасад кармелитского монастыря Теребовли

Высокое звание приходского храма костел Успения Пречистой Девы Марии носил вплоть до 1927 года, когда для этих целей была построена новая Петропавловская церковь, а три года спустя после этого события в древнем оплоте веры были начаты полномасштабные реставрационные работы.

Планы полномасштабного воссоздания былого величия барочной жемчужины у подножья Замковой горы Теребовли потерпели фиаско после начала Второй мировой воны, которая ступила на эту землю в 1939 году вместе с сапогом российского солдата, ведь в стране советов доминировала антирелигиозная политика, что привело к ущемлению прав объединений верующих. Хотя монастырская братия кармелитов все еще существовала в этих стенах до 1945 года, когда храмовой комплекс окончательно закрыли.

Пустующие помещения в самом центре города новая власть приспособила частью под производственные помещения предприятия по изготовлению майоликовых изделий, частью под складские помещения исторического музея, которые находись здесь вплоть до сильного пожара 1987 года.

Центральный фасад теребовлянской церкви святого Владимира Центральный фасад церкви святого Владимира в Теребовле

Восстанавливать оплот христианства довелось уже украинской православной автокефальной церкви, которой достался комплекс бывшего кармелитского монастыря в 1990 году. В считанные годы его привели в порядок с тем, чтобы на заре нового третьего тысячелетия он предстал во всей своей красе древнего зодчества в обрамлении достижений нового времени. Сам храм был переосвящен в честь святого Владимира.

Архитектура

Построенный их песчаника и кирпича комплекс бывшей обители босых братьев Пресвятой Девы Марии представляет собой квадратный периметр, обнесенный каменной стеной с четырьмя угловыми башнями, в центре которого доминирует храм с пристроенным к нему келейным корпусом, образующим г-подобный контур.

Церковь святого Владимира, согласно канонам древнеримского храмового зодчества, представляет собой трехнефную четырехстолпную базилику с удлиненным пятигранным пресвитерием. Ее центральный фасад ранее был украшен двумя башнями, затем после модернизации перестроен в виде двух эдикул и люнет, а ныне вновь вернул свой первоначальный облик хотя башни и не вернули всей своей первоначальной высоты.

Из первоначального его ренессансного декора сохранились тесанные профилированные наличники арок боковых окон с замковыми камнями-маскартонами да ажурное оформление ниш центрального фасада. Разбивка же на зеркала с помощью пилястр — достижение более поздней перестройки.

Бывший теребовлянский монастырь босых кармелитов Монастырь босых кармелитов в Теребовле

Внутренний интерьер с лепным завершением капителей композитного ордера под высоким антаблементом, зеркалами-картушами плафона нартекса и объемной фресковой росписью — плод трудов мастеров второй половины XVIII столетия.

Аскетичный двухэтажный келейный корпус под крестовыми сводами отличает коридорная планировка помещений с односторонним размещением комнат при полном отсутствии декоровых излишеств.

Оборонный периметр состоит из каменной крепостной стены с бойницами, сложенных из кирпича двухъярусных пятиугольных (на каждой грани по одной бойнице) угловых башен под высокой шатровой крышей, покоящейся на сводчатом перекрытии, и четырехпилонной колокольни над центральным входом.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Теребовля, ул. Тараса Шевченко, 3.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин), которая через Теребовлю проходит по ул. Князя Василька. На разъезде свернуть на ул. Шевченко, где расположен бывший кармелитский монастырь.

Общественным транспортом до вокзалов Теребовли, а затем 10-15 минут вдоль улиц Князя Василька, а затем Шевченко до бывшего комплекса босых братьев Пресвятой Девы Марии.