Костел святого Антония Збаража

История

Костел монастыря бернардинцев в Збараже Костел святого Антония в Збараже

Среди топи непроходимых болот в окружении Базаринского и городского прудов и реки Гнезны у подножья Замковой горы нового города в рамках сооружения нового бернардинского комплекса весной 1628 года было начато строительство костела с благословения Луцкой епархии Львовской метрополии в лице Богуслава Радошевского при финансовой поддержке собственника Збаража князя Юрия (1573 — 1631).

Новая величественная католическая святыня, не смотря на проблемы связанные с местом сооружения (болотистый грунт), смертью своего благодетеля последнего из рода Збаражских и финансирования (одновременно сооружались монастырские корпуса и фамильный замок), предстала пред благодарной братией во всей своей красе уже в 1635 году . При этом новый хозяин этих земель Януш Корибут Вишневецкий (1564 – 1637) своим фундационным актом подтвердил милости предыдущего владельца и от себя добавил в копилку нового оплота веры две тысячи злотых.

Збаражский костел святого Антония Костел святого Антония Збаража

А уже 13 января 1637 года костелу в честь святого Антония довелось в первый раз выполнить печальную миссию, приняв в свои объятья (захоронено в крипте) бренное тело Януша Вишневецкого под заупокойную мессу настоятеля монастырской обители отца Бонавентура Чарлинского.

Строительство продолжила супруга князя — Евгения Катерина из Тышкевичей (1572 — 1642). Ей же принадлежат лавры окончания работ, обращения к Луцкой епархии о закреплении храма за орденом бернардинцев и подготовка к торжественному освящению храма, которое состоялось 5 мая того же 1637 года в присутствии высоких гостей из числа представителей Луцкой епархии, Киевского епископата и генерального визитатора ордена Пацифика Романуса.

Однако, облагораживание костела, в котором вновь не последнюю роль сыграла Евгения Вишневецкая, подарив ему ценную церковную утварь, продолжались и после освящения в 1640-х: обустройство монаших хоров, изготовление мебели для захристии, установление амвона, двух исповедален и скамеек для верующих.

Завершение центрального фасада костела св. Антония в Збараже Завершение центрального фасада збаражского костела

Смерч украинского восстания 1648 — 1657 годов утопили Збараж в огне и крови: замок был разорен, большая часть домов города сожжена, а костел святого Антония под предлогом поиска польских военных разграблен. Кроме того была осквернена могила Януша Вишневецкого в его крипте. После всех бесчинств восставшие совершили попытку уничтожить следы деяний своих, и лишь своевременное вмешательство монахов и прихожан не допустили богохульства.

Край на долгие годы погрузился во тьму. И хотя в 1653 и 1675 годах предпринимались попытки реконструкции католической святыни, но турецко-татарское нашествие свело их на нет, когда в 1675 году из пожарища удалось спасти лишь три наиболее ценные алтарные иконы (Матери Божьей Збаражской, чудотворный образ святого Антония и мученика Юрия).

Правая (северная) башня збаражского храма святого Антония Правая башня храма святого Антония

Восстановительные работы были доведены до логического завершения лишь в конце 1670-х благодаря отцу Засецкому и местных жертвователям, стараниями которых храму практически был возвращен его первоначальный облик.

Звезда нового костела засияла на горизонте с переходом збаражских земель в собственность всесильной и сказочно богатой семьи Речи Посполитой Потоцких, стараниями которых комплекс начал преображаться в первой половине XVIII столетия. Очередь костела настала сразу за реконструкцией монастыря в 1746 году, когда Станиславом Потоцким (1698 – 1760) и исполняющим обязанности настоятеля отцом Пасхалисом Мисянгевичем был утвержден план нового гораздо большего монастырского костела.

В тот же год же были разобраны часть хоров, находившегося в апсиде за главным алтарем, и начаты строительные работы, камень для которого доставляли из Подгорецкой каменоломни и уже на месте обтесывали. Благодаря хорошему финансированию и непосредственному участию в строительстве Станислава и его супруги храм святых Антония Падуанского и Юрия Мученика уже 23 июля 1752 года был освящен (хотя работы продолжались еще без малого три года).

Центральный вход збаражского костела святого Антония Центральный вход костела

Так что роскошное торжественное освящение нового храма бернардинского монастыря, длившееся три дня, началось 1 сентября 1755 года в присутствии луцкого епископа-ординария Антония Еразма Волловича гербу Богория и огромного количества священнослужителей епархии при большом стечении жителей збаражской округи.

В 1789 году внутреннее убранство католической святыни пострадало от разрушительного пожара (вчастности именно тогда была утрачена деревянная позолоченная скульптура Божьей Матери), а после реконструкции комплекс приобретает ренессансные черты.

Ныне переживший в начале XIX и ХХ веков небольшие ремонты колосс на одной из старинных улиц Збаража, который в 1946 году утратил, а в 1989 вновь обрел статус духовной католической святыни подкрепленный званием памятника архитектуры общегосударственного значения, ступил в эру своего обновления под зорким контролем украинских административных и церковных властей.

Архитектура

Башни главного фасада збаражского костела святого Антония Башни главного фасада костела бернардинского монастыря Збаража

Первоначально збаражский костел святого Антония представлял собой небольшой каменный прямоугольник (17м х 10м) на деревянных палах под двухскатной гонтовой кровлей с явно оборонным характером строения: толстые стены , узкие окна-бойницы, дозорная башня над притвором. Из сведений о внутреннем убранстве сохранились лишь упоминания о трех алтарях (центральный — Юрия-Мученика, левый – Богородицы с младенцем Иисусом на руках и правый в честь святого Антония Падуанского).

В нынешнем своем виде каменный оштукатуренный храм представляет собой трехнефную одноапсидную четырехстолпную базилику в ренессансном стиле (52м х 29м) с барочными элементами отделки. Доминирующей составляющей внешнего его облика является расчленованый пилястрами главный фасад с двуми симметричными квадратными в плане выступающими за плоскость стен башнями и вогнутой относительно них центральной частью. Его боковые нефы перекрыты крестовыми сводами на спаренных подпружиненных арках, а средний — полуциркульными на распалубках.

Из внешнего оформления костела стоит отметить небольшие надстройки под луковичным завершением башен, фигурный сандрик оконных завершений, витиеватый контур фронтона, разнообъемные окна, декоративные вазоны, каменные фигурки святых, неглубокие ниши, ажур балконного ограждения, профилированные карнизы и портал центрального входа.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Збараж, ул. Независимости, 8.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин), повернуть в районе Лесок в сторону Збаража, где следовать по ул. Грушевского; или трассе Р43 (Тернополь — Лановцы), а далее по городу вдоль ул. Вячеслава Чорновола до пл. Ивана Франка, где находится костел святого Антония.

Общественным транспортом из Тернополя до Збаража или в направлении Кременца до поворота на Збараж (от поворота до остановки городских маршрутных такси 15 минут ходу), а затем общественным транспортом до пл. Ивана Франка, где расположен католический храм.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Монастырь бернардинцев в Збараже на карте

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram