Новый шлюз Запорожья

История

Башня управления запорожского Нового шлюза Башня управления Нового шлюза Запорожья

Его история — путь честного труженика, который не одно десятилетие верой и правдой служит судоходству по Днепру. При этом его хроники начали слагаться в далеких пыльных кабинетах петербургских чиновников царской России начала ХХ столетия, в адских муках работы строительства ДнепроГЭС 1930-х, в дыме взрывов Второй мировой… задолго до прохождения первого судна из верхнего бьефа в нижний через его огромную камеру.

Проблема устранения Днепровских порогов для обеспечения свободного судоходства по главной речной транспортной артерии Украины всегда стояла перед властями на первом плане. Поэтому, когда построенный вместе с запорожской гидроэлектростанцией в 1932-ем Старый трехкамерный шлюз перестал в конце 1960 годов удовлетворять его потребности (длинна каждой камеры первого сооружения не превышала ста метров, при значительно увеличившихся габаритах судов класса река-море, составлявших 118м), в действие тут же был запущен проект расширения гидроузла.

Строительство, проводившееся в рамках сооружения второй очереди ДнепроГЭС, торжественно отпраздновали всем городом перерезанием красной ленты 5 ноября 1980 года под неспешный ход первого судна — теплохода “Ярослав Галан”; и с тех пор движение через Новый запорожский шлюз, ставший седьмым на Днепре, не останавливалось ни на минуту, чтобы связать воедино север и юг украинской земли. Его роль не потеряла актуальности и в XXI веке, только увеличившись с закрытием на ремонт старой части гидроузла в 1993 году.

Архитектура

Выход в нижний бьеф из Нового шлюза Запорожья Выход из запорожского Нового шлюза

Расположенный между левым берегом и зеленым островом, образованным в ходе затопления речных порогов, новый шлюз представляет собой монументальное сооружение с двумя воротами (головные весом 124т, нижние — 775т) и одной камерой длиной триста метров. Последняя имеет ширину надводной части 19,8м и сужается до 18м возле дна. Общая высота камеры в 50м делает это гидротехническое сооружение самым глубоким в мире.

Общий перепад уровней в камере, толщина стен которой варьируется от 15 м (правая) до 30м (береговая), составляет около 35м, что увеличило скорость шлюзования по сравнению со старой часть в три раза до двадцати минут. При этом вода поступает в шлюз и уходит из него самотеком без применения насосов. А для удобства швартовки судов в ее стенах на поплавках устроены специальные крюки.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, плотина ДнепроГЭС.

Ссылки

Как добраться

По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе следовать по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе), которая проходит через ДнепроГЭС. Шлюз находится в восточной части его гребли у левого берега.

В Запорожье ехать общественным транспортом, следующим вдоль пр. Ленина до центральной площади Запорожья или остановки “ДнепроГЭС”, а затем до Нового шлюза.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение ДнепроГЭС на карте

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram