Троицкий собор Луцка

История

Троицкий собор Луцка Луцкий собор Святой Троицы

Начало отсчета его истории затеряно где-то в тумане времени и до сих пор остается загадкой о нем ли писал Ян Дологуш как о костеле Святого Креста на правом берегу реки Стыр напротив замка, что сгорел в 1431 году, или же первое упоминание следует приписать Терскому, который повествует о первом католическом храме под тем же именем на Градней горе.

Как бы то ни было, но в 1585 году католическая святыня на землях бывшего православного монастыря святого Василия напротив Малых ворот новосозданной столицы Луцкого воеводства Речи Посполитой значилась как действующая. Согласно двух версий своим существованием деревянный костел Святого Креста на улице Олицкой обязан либо литовскому князю Свидригайло (1370 – 1452), либо Стефану Батория (1533 -1586), один из которых передал под власть папской тиары земли и имущество православной обители.

Так до сих пор в городских архивах хранится относящийся к раннему периоду существования католического храма (датирован началом XVII столетия) документ, в котором упоминается ежегодный крестный ход по Олицкой на праздник Святой Троицы от Троицкого до Святокрестского храмов.

Начало новой истории костела связано с именем супруги местного земского судьи Агнешки Станишевской, которая в 1643-ем для нужд прибывших в Луцк монахов-бернардинцев выкупила у прихода святого Якова участок земли рядом с костелом Святого Креста, а сам храм был передан под их опеку в 1646-ом с позволения польского короля Владислава IV Вазы (1595 — 1648). Так что в скором времени рядом с древней святыней появился целый комплекс бернардинского монастыря с хозяйственными помещениями, лесопилкой, огородами и приютом для убогих, каменное здание для которого приобрела все та же Агнешка Станишевская.

Западный фасад собора Святой Троицы Луцка Западный фасад Троицкого собора Луцка

Однако уже через два года мирная жизнь католической обители прервали боевые действия освободительной войны 1648 — 1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого, которые закончились для нее полным разорением, братия же на это время покинула родные стены чтобы вернутся на пепелище в конце 1650-х.

После того памятного уничтожения бернардинский храм в считанные годы поднялся из руин благодаря щедрым пожертвованиям, с ним возродился и монастырь, но так как в качестве исходного материала для строительства в виду дешевизны вновь была выбрана древесина, еще дважды (1696, 1710-е) комплекс полностью испепеляло беспощадное пламя пожарищ.

Лишь с окончанием возведения в камне заложенной в 1720 году бернардинской обители очередь дошла до костела в форме розы, который согласно первоначального плана с помощью крыльев должен был стать неотъемлемой частью полукруглого монастыря, но возражения капитулы закончились остановкой строительства и разборкой его фундаментов в 1737-ом.

В конечном итоге после долгих споров и сомнений в качестве основы проекта было выбрано творение иезуитского архитектора Павла Гижицкого (1692 — 1762), которое в 1652 году начало претворяться в жизнь, а освящено – лишь через четыре десятилетия епископом Адамом Станиславом Нарушевичем (1733 -1796). Храм представлял собой позднебарочную жемчужину с девятью каменными алтарями.

И хотя бернардинцы еще полвека после аннексии западной Волыни империей двуглавого орла господствовали в стенах костела и части своей обители, с набиранием оборотов гонений на католицизм россиянами в 1853 году братия была изгнана, монастырь закрыт, а действовавший до 1864 в качестве приходского храм в самом сердце Луцка— в конечном итоге передан православной общине, которая на тот момент времени составляла лишь 5,5% городского населения.

Въездная арка Троицкого собора Въездная арка бывшего костела Святого Духа

При этом сильно пострадавшее во время пожара 1850 года и лишь немного подновленное костельное здание все настоятельнее требовало капитального ремонта. После долгих лет подсчетов и проектов в 1875-ом был утвержден план реконструкции архитектора Константина Раструханова (1836 — 1887) стоимостью чуть более тридцати семи тысяч, который нашел свое достойное завершение освящением обновленной (возведен купол над центральной частью, появилась колокольня на западном фасаде, изменен декор) святыни 24 сентября 1880 года.

Преображение Троицкого собора продолжилось во время реставрации середины 1900-х, когда его стен коснулась кисть талантливого чешского художника Федора Параляка, а вход украсила изящная арка с кованными воротами и двумя боковыми калитками.

Пережив две мировые войны ХХ столетия храм оказался во владениях воинствующей атеистической страны советов, идеология правящего строя которой не глядя сметала все, что связано с религией на своем пути. Луцкому храму посчастливилось выжить: в послевоенные 1950-е проведено отопление и уложена метласская плитка на пол, в 1960-х его расписывала художница Лидия Ивановна Спасская (1910 — 2000), тогда же в его недра перенесли реликвии Иверской часовни, а во второй половине 1980-х после объявления памятником архитектуры пережил полную реконструкцию с обновлением росписи всего интерьера.

Так что присвоение 12 августа 1992 года бывшему костелу статуса православного кафедрального собора Святой Троицы стало достойным продолжением его карьеры, которую лишь подчеркнули памятный крест черного лабрадорита, строительство водосвятной часовни и обновленные в 2014-ом внешние фасады.

Архитектура

Боковой неф бывшего костела Святого Духа в Луцке Боковой неф луцкого Троицкого собора

Прямоугольный периметр (40м х 20м) кирпичной трехнефной восьмистолпной базилики главного православного храма Луцка в стиле позднего барокко расположенный под защитой полукружия монастырских корпусов в более поздней версии дополнен одноярусной колокольней над нартексом и куполом над средокрестием.

Пышно оформленные фасады Троицкого собора, украшенные арочными нишами с преувеличенным замковым камнем, разбивкой на зеркала, профилированными карнизами, разнообразными по форме оконными проемами (арочные, коробовые, круглые), изящным орнаментом наличников лишь оттеняют доминанту центрального входа с многослойными пилястрами дорического и ионического ордера, широкими архитравом и фризом, венчающим модильонным поясом под арочными фронтонами купола колокольни.

Внутреннее покоящееся под крестовыми (боковые нефы) и полуциркульными (центральный неф, трансепты, хоры) сводами пространство хранит произведения настенной живописи XIX — XX столетий, двухъярусный иконостас XVII века и целый ряд ценных икон.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Градний спуск, 1.

Как добраться

Автотранспортом по трассам М19 (Доманово – Ковель — Луцк — Дубно — Збараж — Тернополь — Черновцы – Тереблече) / Н17 (Львов — Радехов – Луцк) / Н22 (Устилуг — Луцк – Ровно). В городе по улице Ровненской / Воли / Шевченко до бернардинского монастыря, в центре которого находится храм.

Общественным транспортом до луцких вокзалов, а потом в центр города до Театральной площади, рядом с которой расположен Троицкий собор.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Троицкий собор Луцка на карте

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram