История
Новоплановский мост Каменец-Подольского
Получив после вхождения в состав России статус губернского города в 1795 году, Каменец-Подольский в считанные годы значительно увеличивается по численности населения при этом его территориальная площадь, ограниченная плато в окружении отвесных скал, остается в прежних пределах. К тому же в перенаселенном городе действовали строгие ограничения для частной застройки, которая не могла превышать два этажа в высоту, что создавало дополнительные трудности в комфортном существовании его граждан.
Подольские земли, с таким трудом полученные после долгих десятилетий политических и военных баталий, стали в XIX веке предметом неусыпной заботы со стороны правящей династии Российской империи, каждый из царствующих представителей которой (начиная с Александра I) считал за долг посетить, пусть и с кратким визитом, его сердце в петле реки Смотрич, и, конечно, проблемы горожан не остались без внимания высокопоставленных визитеров.
Достигнув критических значений, плотность населения Каменца к 1840-ым годам потребовала от городских властей немедленных действий — так родился на свет проект расширения города на восток при помощи сооружения моста, тем более в виду утраты, в связи со значительным расширением западных границ империи, оборонного значения крепости.
Статуя при выезде со стороны старого Каменца
Разработка связующего звена между Старым городом и новой его частью, получившего название Новоплановского моста, была поручена академику архитектуры Александру Ивановичу Песке (1810 — 1888), который в 1864-ом был назначен на пост главного подольского градостроителя, а претворение его в жизнь осуществлялось под пристальным контролем военного инженера Костецкого.
Спустя десятилетие после начала строительства столь важный для города объект был завершен, а его торжественное открытие состоялось в самом начале 1875 года, дав толчок не только к дальнейшему развитию Каменец-Подольского, но и значительно упростив жизнь жителей его старой части (за не имением источников пресной воды на плато им приходилось совершать длительные окружные маршруты через Замковый мост к ближайшим Гунским колодцам, в то время как теперь было достаточно лишь перейти Новоплановский мост).
Более шести десятилетий связующая нить между двумя частями города с честью выполняла возложенную на нее миссию, пока в годы Второй мировой во время отступления 18 советской армии Южного фронта этот стратегически важный объект, ослаблявший обороноспособность Каменца, 9 июля 1941 года не был взорван.
Но уже в скором времени после окончания боевых действий начались восстановительные работы по возвращению одной из основных городских магистралей к жизни. Работы были завершены в мирном 1951-ом.
Пережив на своем веку многочисленные восстановительные работы сегодня Новоплановский мост, как и полтора столетия назад, с честью выполняет возложенные на него функции, являясь основным транспортным связующим звеном между старым и новым городом, тем более, что Замковый мост был закрыт для проезда.
Архитектура
Въезд на Новоплановский мост со стороны нового Каменца города в Каменец-Подольском
Семипролетный виадук через каньон реки Смотрич протяженностью сто тридцать шесть метров на шести опорных вытянутых прямоугольниках кирпичных колонн (быках) и двух устоях на берегах представляет собой выполненную из кирпича, бетона и металла сложную инженерную конструкцию.
Тридцативосьмиметрова высота над уровнем земли Новоплановского с легкость выдерживает нагрузку оживленной автомобильной магистрали с пешеходными дорожками по бокам. Его консольный объем с транспортным полотном на вершине соединяет центральную улицу Князей Кориатовичей нового города, украшенную мужскими фигурами воинов на высоких постаментах, с северо-восточной частью плато по ул. Троицкой с женскими фигурами тружениц у истоков, которая выходит к самому сердцу старого Каменец-Подольского.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Троицкая / ул. Князей Кориатовичей.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы), которая в городе проходит по пр. Грушевского / Хмельницкому шоссе до улицы Князей Кориатовичей, в начале которой находится Новоплановский мост.
Общественным транспортом до вокзалов Каменец–Подольского, а затем пешком 20-25 минут вдоль ул. Красноармейской — пр. Грушевского — ул. Княчзей Кориатовичей, по направлению Старого города (юго-запад).