Zabytki.in.ua
Достопримечательности Украины

Харьковский ипподром

История

Главный вход ипподрома в Харькове Главный вход Харьковского ипподрома

Годом основания первого украинского ипподрома в Харькове считается 1848 год. Правда располагался он на территории рынка, и поначалу (первое десятилетие) лишь отчасти отвечал своему громкому названию: функционировал он лишь во время конных ярмарок (трижды в год), селекционных испытаний не было, а на скачки лошади выставлялись с целью повышения продажной стоимости на предстоящем аукционе, трибуны отсутствовали, впрочем как и профессиональные жокеи (на лошадях выступали крепостные или же извозчики). Количество лошадей, участвовавших в призовом розыгрыше — 25 — верховых, 15 — рысаков.

К началу 60-х годов XIX столетия Харьковский ипподром вместе с входящим в его структуру конюшнями становится центром племенного конезаводства, чему немало поспособствовала Выставка лошадей Харьковской губернии 1860 года, которая по размаху и уровню организации превзошла ранее проводимые в Российской империи, что стало возможно с переносом ипподрома в Сокольники.

В это же время проводится масштабная реорганизация как самого ипподрома в Харькове, в планах было создание отдельных скаковой и рысистой дорожек, так и конюшен, которые в частности пополняются более ценными производителями.

Но отмена крепостного права в 1861 года становится катастрофой в отложенной перспективе для конезаводства, в частности племенного, ведь с исчезновением бесплатной рабочей силы экономическая эффективность многих хозяйств — основных покупателей и держателей элитных лошадей – сошла на нет (за два года число конезаводов сократилось на тысячу). Кроме того новые реалии постепенно осушили поток пожертвований на развитие отрасли, и ипподромы начали пустеть.

Внутренний фасад ипподрома в Харькове Внутренний фасад Харьковского ипподрома

Несмотря на всплеск интереса широкой публики к деятельности ипподромов в середине 70-х годов XIX века, связанный с появлением беговых и скаковых тотализаторов, посещаемость в Харькове этих конноспортивных мероприятий падает, что приводит к прекращению проведения на его дорожках скачек в 1882, а бегов — в 1885 годах.

Лишь спустя десятилетие (в 1896 году) Харьковский ипподром начал возрождаться, прежде всего, благодаря скачкам и проведению скаковых испытаний. А спустя три года (1899) в жизнь воплощается идея разделения скакового и бегового кругов — беговая дорожка сооружается на некотором отдалении от скаковой.

В прочим, не смотря на оборудование индивидуальной дорожки и трибун (пусть и временных), харьковский беговой ипподром так и остается в числе второразрядным как по племенному уровню, так и по уровню квалификационной подготовки персонала. Особенно его низкая привлекательность выглядела в лучах славы его скакового собрата, который считался одним из лучших в Российской империи.

Набирать свою популярность беговой ипподром в Харькове начал к 1907 году, что обеспечило финансирование строительства его новых трибун и обеспечивающей инфраструктуры, а так же разнообразие программ испытаний и увеличение денежных призов.

Скаковая дорожка ипподрома в Харькове Скаковая дорожка Харьковского ипподрома

В связи с разразившейся Гражданской войной (1917 — 1923) работа ипподрома была временно приостановлена. Лишь после установления стабильной советской власти на территории города в конце 1921 года, на ипподром был открыт (на территории скакового круга). Это был единственный в послевоенной Украине конноспортивный комплекс, способный возобновить свою основную деятельность — скаковые испытания (за 9 дней испытано 150 верховых и 30 рысистых лошадей).

Свою полноценную деятельность ипподром в Харькове возобновляет лишь спустя три года, когда в конюшни массово начинает поступать молодое поколение рысаков и скакунов, правда все это происходило в рамках одного скакового круга в виду того, что на беговом разместилась военная радиостанция.

Но уже через два года из-за повреждений трибун, нанесенных аварийным самолетом, который сел на скаковую дорожку, ипподром был закрыт. Его деятельность была перенесена на место бегового, который был освобожден в 1928 от всех военных подразделений, занимавших административное здание.

Постепенное вхождение в нормальный ритм и круглогодичная работа приносит Харьковскому ипподрому статус всесоюзного и место в четверке лидиров отрасли с ориентацией на рысаков.

Великая Отечественная (1941 — 1945) нанесла значительный ущерб как зданиям и сооружениям, так и беговой дорожке в Харькове. Их восстановление потребовало значительных усилий, не говоря уже о племенном скаковом и беговом составах. Через год работа здесь вновь закипела.

Внешний фасад ипподрома в Харькове Внешний фасад Харьковского ипподрома

Не смотря на упразднении кавалерии как рода войск в 1953 году и последовавшим за ней закрытием многочленных племенных предприятий, Харьковский ипподром показывал лишь стабильное повышение своих показателей.

Вплоть до распада СССР (1991 год) — предприятие остается одним из ведущих в отрасли, принимая, на ряду с Киевом и Одессой, Украинские Республиканские соревнования по конному спорту, а количество ежегодно прошедших испытание на его базе лошадей достигало 500. Кроме того на технических площадях ипподрома открыта конноспортивная школа “Спартак”, которая даровала миру целое поколение профессиональных спортсменов для конного спорта.

С обретением независимости Украиной и последовавших за этим смутных временах, в ходе которых ломались десятилетиями наработанные связи и устои, Харьковский ипподром постепенно утрачивает свою производственную базу: тренерский состав уходит, поголовье испытанных лошадей сокращается (1991 год — 300, а 1998 — 200), техническое оснащение ветшает.

В 2005 году предприятие, находящееся на грани банкротства, было передано в аренду частным предпринимателям, которые по мере возможности пытаются возродить некогда процветающую конноспортивную жемчужину, проводя испытание лошадей, организовывая соревнования.

Архитектура

Открытый при большом стечении народа в 1848 году на рыночной площади первый Харьковский ипподром представлял собой лишь две узкие (две рядом идущие лошади) прямые с небольшими петлями на их соединении протяженностью 1066,8 м. Из административных сооружений — деревянный павильон для судей и небольшой помост для привилегированной публики.

Трибуны ипподрома в Харькове Трибуны Харьковского ипподрома

С переносом ипподрома в Сокольники (1860), скачки на дистанцию три версты (3200 м) начали проводится сразу после обустройства скаковой дорожки, когда подсобные и административные помещения (на месте нынешних производственных площадей Харьковского авиастроительного завода) находились в стадии строительства, после завершения которого свет увидел один из лучших в Российской империи конноспортивных комплексов с лучшей инфраструктурой и технической базой.

Нынешний Харьковский ипподром, с тогда еще деревянной трибуной, площадью в 16 га был сооружен в 1899 году для рысистых бегов рядом со скаковым кругом на Сумском шоссе.

А в 1914 году ипподром приобрел, практически, свой завершенный вид — было окончено строительство трибун бегового круга по проекту Мариана-Здислава Юлиановича Харманского (1857 — 1819), возведены денники, рабочии дорожки, кузня.

В 60-х — 70-х годах ХХ столетия конноспортивный ансамбль приобрел свой нынешний вид: к 50 старым реконструированным денникам добавлены 120 новых; облагорожена прилегающая территория; жилые и производственные помещения.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, пл. 1 Мая, 2.

Тел.: (057) 704-16-49, (050) 407-08-16.

Официальный сайт: http://konezavod.com.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М 03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов — на — Дону), М 26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М 27 (Харьков — Белгород) по северной части окружной трассы до поворота на Белгородское шоссе, переходящее в улицу Сумскую до ипподрома (Вывеска вдоль дороги).

Общественным транспортом до Харькова, а затем на метро до станции Пушкинская (два квартала по одноименной улице в северном направлении) или Университетская (четыре квартала в северном направлении по улице Сумской). На трамвае 26-го маршрута до кольца.