Уманьское раннее ранее утро. Город еще не сбросил покрывало дремы и, окутанный туманом, досматривает свой последний самый сладкий сон. Тишина улиц раскрашена розовыми оттенками в тонах пастель. Поворот на убегающую вниз по холму мостовую в погоню за ускользающей тенью ночи — дорога к вратам рая.
И вот она красавица Софиевка. Предутренний туман, запутавшийся в кронах главной аллеи, спешит укрыться от ярких солнечных лучей во мраке ее пещер, гротов, камней и мостов...
Под аккомпанемент мелодичного журчания Серебряных ручьев и трели просыпающихся птиц путь следует к павильону Флоры — излюбленному месту обитания лебедей. Лебеди Софиевки — особые птицы, ведь их не очень устраивают крохи с барского стола в виде булочки, больше по вкусу им пришелся виноград. А вот многочисленные белки дендропарка, правда не ручные, предпочитают традиционные орехи.
Поднимаясь все выше и выше по дорожкам парка, где каждый уголок имеет свою легенду, своего героя и свою мистическую историю, приближаешься к сердцу Софиевки — Верхнему пруду с островом Анти-Цирцеи. Здесь по водной глади скользят гондолы, а у шлюза в царство теней по аллеям прохаживаются дамы в пышных платьях и кавалеры в кафтанах да треуголках со страусовыми перьями (костюмы на прокат выдают на месте).
Дорожки парка, опоясывающие пруды и речки, гармонично вписанные в окружающий ландшафт нагромождение камней-валунов, лавочки в кованном ажуре листьев, беломраморные статуи — все это Софиевка. Ее хрустальный воздух не забыть, ее чарующий голос снится ночами. Чудо как хороша. Но только в будний день и только спозаранку.
А днем, тем более в выходной день, эта красавица с романтичной историей превращается в туристическую Мекку, где абсолютно все дорожки заполоняют группы под руководством экскурсоводов, которые пытаются перекричать друг друга. Многоголосый шум толпы заглушает все прочие звуки. Очереди из вездесущих, вечноголодных, жадных до развлечений и неаккуратных заполняют все пространство лавочек, пещер, мостов... Спасением служат лишь самые дальние необлагороженные еще уголки дендропарка.
Но когда вновь устанешь от шума и городской суеты сквозь любые расстояния услышишь тихий настойчиво зовущий голос Софиевки, который шепчет серебряным голосом ручьев и шелестом золотого листа тихую сказку о вечном блаженстве.