Затерянный между отрогами Авратинских гор с трассой-центральной улицей прорезающей его насквозь Кременец с первых минут знакомства поселяется в светлом уголке вашего сердца навсегда. Ведь встреча назначенная у храма Преображения Господнего оборачивается захватывающим путешествием через время, где каждый шаг оборачивается новыми захватывающими открытиями.
Но первое солнечное возвышено-грандиозное впечатление с привкусом тонкого изящества бывшего иезуитского коллегиума парит над вами завитками ажурных оград и устремленными ввысь шпилями, искусно выполненными лепными раковинами ниш и тонко вытесанными каменными вазонами, окутывая дымкой приобщения к тайне.
Лишь потом глаз остановится и на расположенном перед фасадом лицея трагическом силуэте мемориала Славы, и притаившемся за аскетичной каменной аркой, служащей служит визуальной границей погребального комплекса, доме Близнецы, и Николаевском соборе францисканского монастыря бывшего напротив грандиозного комплекса.
Вся жизнь в Кременце бурлит вдоль центральной улицы, сменяющей свое имя на Вишневецкую, Шевченко, Дубенскую: стоит пройти лишь немногим далее в северном направлении и по дороге встретятся лютеранская церковь, парк с памятником Тарасу Шевченко, районный дом культуры с фонтаном перед ним, краеведческий музей, Крестовоздвиженская церковь, а изюминкой этого небольшого отрезка путешествия станет комплекс Богоявленского женского монастыря, словно воздушный замок парящий на гребне зеленого холма.
И как вишенка на торт, главная достопримечательность - замок затерянный в легкой кружащей голову дымке на вершине горы Боны, путь к которому лежит на юг от иезуитского коллегиума вдоль изысканной простоты костела святого Станислава под защитой миниатюрной статуи Девы Марии и местной музыкальной школы.
Подъем на гору через частный сектор по указателям — особое удовольствие... Хрустальный воздух, дурманящий запах хвои, золотые капельки песка под ногами и лирические напевы играющего на спилке ветра в окружении то тут, то там проглядывающих каменистых отрогов с таинственными пещерами.
Кременецкий замок — неприступная гроза для любого агрессора, окутанная тайнами и легендами надежно покоящимися среди каменных руин въездной башни. Очерчивающие боевой периметр мощные стены через века одряхлевшими, но несломленными в бою воинами стоят на страже призрачных теней своих защитников столетия назад ушедших в мир теней. И город у подножья, в каждой черточке которого прослеживается с поразительной точностью достоинство былого величия.
Вот таким мне заполнился Кременец — силуэт светлой застывшей в архитектурных шедеврах прошлого грусти о быстротечности времени и ярких красках современности с верой в будущее.