История
Берестейская уния 1596 года, вызвавшая бурю эмоций и породившая волну сопротивления, подарила миру не только уникальный симбиоз православия и католицизма, но и уникальные архитектурные свидетельства своего зарождения. Так в Кременце уже на рубеже XVI – XVII столетий по инициативе городского старосты из магнатского рода Вишневецких — Януша Антония (1678 — 1741) – появился первый униатский каменный костел во имя Святого Духа подчиненный ведению униатского Владимирского епископата.
Его же стараниями в город у подножья Кременецких гор в 1701 году прибыли первые иезуитские монахи, образовавшие при новом храме братство в противовес новосозданному православному Богоявленскому монастырю расположенному рядом.
Рост общины храма в самом сердце города напротив древнего замка на вершине высокой горы и усиления влияния Унии на умы и сердца местного населения привели к тому, что в 1731 году иезуитским орденом при содействии и активной финансовой поддержке все той же семьи Вишневецких (братьев Януша и Михаила Сервация (1680 — 1744)) был заложен новый величественный костел в честь Всесвятого Духа, патрона и основателя «Общества Иисуса» Игнатия Лайолы и покровителя Польши Станислава Костки по проекту архитектора ордена Павла Гижицкого (1692 — 1762) (хотя бытует мнение, что сами чертежи принадлежали руке Паоло Фонтана (1696 – 1765)).
Четырнадцать лет трудов и огромных денежных затрат не минули даром — Кременец получил не только величественный храм (фундатором стал старший из братьев), но и построенные с ним заодно здания Коллегиума, превратившие его в религиозно-просветительский центр восточной части Польского королевства.
Угроза полного уничтожения иезуитов, последовавшая после запрещающей буллы папы Климента XIV от 1773 года, привели к закрытию обителей ордена по всему миру. Кременецкий центр просвещения не стал исключением: Коллегиум и монастырь были расформированы, а костел – обращен в приходской.
Руины же Речи Посполитой (окончательный развал федерации Польши и Литвы последовал после периода упадка в 1795 году) погребли под своими обломками и униатство в Волыни, когда на эти земли вновь простерся скипетр империи двуглавого орла. Доминирующая государственная религия – православие — сосредоточила в своих руках подавляющую часть храмов края, переподчинив их с высочайшего благословения императора.
Хотя храм уже на протяжении сорока с лишним лет существовал под лампадкой православия, с приходом в стены бывшего Лицея-Коллегиума (расформирован после польского восстания) Волынской духовной семинарии (1840-й), его переосвятил в Семинарскую холодную церковь в честь Преображения Господня архиепископ Волынский Никанор (1787 – 1856).
Дом Божий служил надежной опорой своей пастве, давая луч надежды во мраке смутных дней начала ХХ столетия всем страждущим душам, вплоть до 1939 года, когда нога советского солдата ступила на волынские земли, а с ним пришла и государственная политика воинствующего атеизма с ее уничтожением храмов и подавлением инакомыслящих — святыня была закрыта.
В послевоенные годы во имя полного забвения религиозного прошлого Преображенская церковь по распоряжению советской власти была приспособлена под нужды факультета физической подготовки института, расположившегося в учебных корпусах бывшего Лицея.
И лишь с обретением Украиной независимости в 1991 году политика церковных гонений официально была прекращена, и искра Господня вернулась в сердце Кременца вместе с представителями Украинской Православной церкви, под крылом которых собор процветает и поныне.
Архитектура
Трехнефный ориентированный с востока на запад с трансептом бывший иезуитский костел имеет крестовую в плане структуру (42м х 33м) с двумя симметричными башнями по бокам от центрального входа.
Выразительности его образу придают многократные раскреповки арок, антаблементов, карнизов и пилястр, которые создают объемный образ в дополнение к визуальному устремлению ввысь благодаря высоким шпилям башен-близнецов и вытянутым силуэтам оконных проемов подчеркнутых наличниками с ярко выраженным замковым камнем.
Внутренний объем храма пространственно разделен шестью пилонами, четыре западных из которых при помощи парусов и подпружиненных арок несут купол на круглом барабане, поддерживают систему полуциркульных и крестовых сводов. Наивысшая его точка — зенит купола — отстоит от земной тверди на двадцать восемь метров. Особенностью же боковых нефов является членение на капеллы с индивидуальным перекрытием.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Кременец, ул. Лицейная, 1.
Ссылки
- Заметки путешественника. Величественный Кременец
- Исторические факты. Артерии средневековья
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) или Е40 (М06) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий). В городе по главной улице О. Ольжича – Дубенская – Т. Шевченко – Вишнивецкая, в центральной части которой расположен бывший иезуитский костел.
Общественным транспортом из Тернополя или Дубно до старой части Кременца, где расположен храм Преображения Господня.