Само древнее название этой местности «Провалля» среди чащи зеленых зарослей, через которой даже в ясные летние дни не может пробиться солнечный луч, побуждало человеческое воображение рисовать страшные картины на грани реального и потустороннего. Ну как тут не родиться многочисленным легендам, когда от треска ветви или шороха прошлогодней травы в жилах стынет кровь и волосы начинают подниматься дыбом.
Таинственная история его тянется еще с VIII веке, когда в глубоком овраге между крепостных стен на вершинах крутых холмов столицы Киевской Руси, вдоль берега Днепра и до современных Печерских Липок, начали селиться монахи-отшельники, выбрав Провалля за его близость к потустороннему через концентрацию энергетических потоков, которые проходят через три мира подземный – земной – небесный. Тогда здесь же появились наземные выходы разветвленной сети подземных ходов, некоторые из которых вели по легендам в самый ад, а другие – связывали воедино различные стратегические пункты города.
Согласно легендам место, где через тысячелетия появятся две подпорные стены, а с ними и Зеленый театр, в те далекие времена облюбовал могущественный колдун. Много добра он сделал людям, всеми силами пытаясь защитить Русь-Украину от войн и несчастий, за что слава и почет его достигли самых отдаленных уголков страны. Но нашелся недобрый люд, который за добро отплатил злом – чтобы не отдавать положенную за услуги плату он убил того колдуна по имени Адольнис. С той поры у Провалля появился свой хозяин – ведь просто так убить мага нельзя, потому что его душа зависает между миров до исчерпания проклятия с этим связанного (в этом случае до осознания украинцами, что за всего в этом мире надо платить), а место стало проклятым.
Тысячу лет над киевской землей гремели грозы войн, она не единожды была полностью разрушена вместе с украинской государственностью оккупантами с востока (сначала татаро-монголами, а затем их рабами из Московского каганата) в наказание за измену добру.
Говорят ущелья-овраг с подземными ходами между днепровскими обрывами стала местом последнего земного приюта многих неупокоенных душ, потому что тела их так и не были должным образом преданы земле (самоубийцы и некрещеные младенцы). Провалля считалось проклятым, его старались избегать, но оккупационной московской власти было безразлично на народные предрассудки – в середине XIX века здесь были построены две подпорные стены, нижняя из которых охраняла подступы к Цепному мосту и защищала подольские Николаевские врата.
Но то древнее проклятие старого колдуна снова дало о себе знать… Выстрелы прорезали киевскую ночную тишину на 6 января 1898 года у нижней подпорной стены. Ночной дозор нашла на месте поручика Жеромского в одном белье и обезумевшем состоянии, во время которого он бегал вдоль и пытался отстреливаться от невидимого войска со страшными криками: «Чингісхан іде на Київ! Рятуйтеся!».
И уж если царскому режиму было все равно на плохую энергетику Провалля, что говорить за красных атеистов. Они решили обустроить здесь Зеленый театр для показа трофейных фильмов, пока как раз шел 1949-ый. Причем знания подземного Киева обеспечивало местным свободное попадание на скамьи театра, хоть и с дорогой через ад (ведь в межвоенный период советской оккупации преступники всех мастей использовали туннели в качестве своей базы, а так же места схрона своих жертв, которые больше никогда не видели света) .
А двадцать лет спустя Зеленый театр сгорел при загадочных обстоятельствах – в него ударила молния, испепелив дотла. Причем до сих пор не ясно, как такое вообще могло произойти, ведь он находился в низине оврага да еще и в окружении высоких деревьев.
Но мистика в антураже двух каменных стен на этом не закончилась – время от времени многократно отраженное в каменной-бетонных подземельях эхо «Ура!» пугает мощным звуком редких гостей этого таинственного места, которое еще дважды пытались коммерциализировать (первый раз в виде театра в 1970-80-х, второй – приспособить под танцплощадку в 2000-х) и появление многочисленных следов от пуль, которых становится все больше, заставляет ужаснуться некрепкие души. Плохая энергетика сделала свое дело, и сейчас Зеленый театр посещают только любители мистических историй днем и представители различных неформальных культур с вызовом существующему обществу ночью.
Говорят, что хозяин Зеленого театра время от времени таки появляется на людях даже днем в виде бродяги-щипача, который сидит на развалинах и цепляется к редким прохожим, если они не захотели с ним поздороваться. Наглое поведение отпугивает, но наказание будет ужасным – непокоренный может потерять ценную вещь, здоровье или даже жизнь. Поэтому старожилы советуют начинать каждое посещение Провалля или подземных ходов под ним с приветствия хозяину мысленно или шепотом, а там будь – что будет.