Приготовление домашней колбасы в украинской традиционной кухне – это почти священнодействие, каждый этап которого четко регламентирован древними канонами. Ведь это одно из самых любимых блюд, которое подавали только к большому праздничному (не постному) столу, который хозяйки трепетно хранили в течение месяцев и месяцев, чтобы подчеркнуть торжество момента через настоящее гастрономическое блаженство.
Ценность блюда состояла не только в довольно продолжительном процессе его приготовления, но и в ограниченности его количестве, потому как свиней для собственного потребления традиционно в украинских селах откармливали лишь с весны до осени (когда было достаточно корма), и только осенью можно было приготовить колбаски впрок, чтобы полакомиться в самые большие праздники. Поэтому к делу изготовления золотых во всех смыслах колбасок хозяйки подходили со всей ответственностью, выбирая лишь столетиями проверенные рецепты своих предшественниц.
Человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, которое всемогущее Время надежно бережет за семью печатями, чтобы не допустить вмешательства земной воли в предначертанное самими Небесами течение событий. Но надежда умирает последней, поэтому за многие тысячелетия украинская культура наработала свои методы связи с потусторонним миром, постепенно превратив их в унифицированные ритуалы с магическим подтекстом. И как здесь было обойтись без кольца, которое издавна выступало символом самого Бога-Солнца, отождествлялось с мужской половой силой и выступало объектным земным пристанищем души. Поэтому-то и гаданий с помощью перстня в Украине сохранилось немало на суженого, на судьбу, на будущих детей, на богатство…
Для гадания в украинском народном календаре существовали определенные, проверенными временем на предрасположенность к магичности дни. Так, по преданию, самая тончайшая граница между небом и землей приходилась на Рождественскую ночь, на Колиты, на Купалы, на Василия.., хотя желание, особенно девушек, нетерпеливо заглянуть за горизонт настоящего не останавливало их от гадания и в другие дни, но обязательно в темное время суток, ближе к полуночной магии. Для обряда обычно использовалось собственное подаренное родителями на совершеннолетие кольцо (перстень) или обручалка.
Праукраинские предки, известные миру как представители ямной культуры, жили на своей богом данной земле еще пять с половиной тысяч лет назад. Их гены и культурное наследие украинская нация и сейчас бережно хранит в своей крови верованиями, обрядами, кухней, одеждой, ремеслами, семейными ценностями… Но не только на территории от Сяна до Дона живет наследие прукраинцев, как оказалось генетический код украинских прародителей носит половина существующего на Земле человечества.
Современные технологии наконец-то позволили сбросить муар тайны хотя бы с части тысячелетних загадок истории. Так обнаруженное с помощью ДНК-тестов распространение генов ямной культуры практически на всей евразийской территории, от Португалии до Монголии, по последним данным ученых сейчас охватывает четыре миллиарда человек, что безоговорочно доказывает родство украинской нации со многими народами мира, а ямную культуру превращают в колыбель современной цивилизации.
Человечество, сострадание, толерантность… которые не смогли убить в душе великого украинского гуманиста ни исключение из Московской земледельческой и лесной академии и высылка под надзор царской охранки в Кронштадт за участие в студенческом протесте против администрации ВУЗа, ни заключение в одиночной камере Тобольской военно-каторжной тюрьмы за демонстративный отказ принести присягу на верность императору Александру III, ни голодование из-за отказа от «казенной субсидии» царской, белой, красной власти. Владимир Короленко так и остался в украинской истории достойным последователем украинского пророка Шевченко, не изменив своим убеждениям, несмотря на все испытания судьбы и коварство злой человеческой воли.
Он родился в семье сорока трехлетнего житомирского коллежского асессора Галактиона Короленко и его двадцатилетней супруги-польки, Эвелины. Почтенный возраст, судейская должность, рассудительный характер отца оказали немалое влияние на формирование мировоззрения, жизненных ориентиров и характера маленького Владимира, что вместе с взрослением в триязычной культурной среде (украинская, польская, русская) и естественных художественных способностях позволило парнишке проявить себя еще при получении начального и среднего образования.
Последний зимний балл под аккомпанемент холодного дыхания северных ветров, который закрывает сезон господства злых чар на украинской земле вплоть до осени, по украинскому народному календарю традиционно приходится на 29 февраля (в некоторых местах в не високосный год празднуют в последний день зимы) – время, когда с каждым днем Ярило-солнце все больше отвоевывает суток у ночи, и тепло уже все заметнее ощущается в воздухе.
Хозяином и устроителем этого праздника тьмы, согласно украинским канонам, выступает святой-несвятой Касиян (Касьян, Касян, Кась). Как его только не зовут в народе: и Завидником, и Немилостивым, и Злопамятным, и Скупым, и Злобным… хотя бывает он на украинской земле всего-то один раз в четыре года, но дурная слава бежит впереди своего владельца.
Стоя на пороге межсезонья, она фактически открывает двери для будущего тепла, хотя холодное дыхание зимой за ее плечами еще клубами накрывает украинскую землю, как месть от своего бессилия перед уже ощутимым наступлением весны. Служительница Чернобога, дочь Мары и жена домового, Кикимора, празднует свои именины 16 февраля, к празднованию которым с большим уважением издавна относятся в народе представительницы слабого пола.
Чтобы не прогневить сварливую духовную хозяйку дома в этот день украиночки не зависимо от возраста не выполняли ни одной сугубо женской работы, давая кикиморке отдохнуть, а не стоять все время у них за плечами, контролируя правильность выполнения работы. Поэтому прядение и ткачество, шитье и вышивание… да даже выпекание хлеба были под строгим запретом. К тому же сама работа должна была быть хорошо спрятана по ящикам да сундукам, потому как все нитки и пряжу она в отместку перепутает, что потом и не разберешь. Да и просто беды в серцах может натворить в доме: то посуду побьет, то вещи попрячет, то дыру в бочке проковыряет…
Она живет рядом и в то же время так далеко, что не увидишь, на той стороне загробной жизни, где-то между реальностью и страной сновидений. Рожденная в царстве мертвых, по пути с земли в ад, она – одна из многочисленных дочерей чернобогини Мары, но при этом не самая худшая из маренят, потому и живет ближе к людям, даже делит с ними одну крышу (хотя по другой версии, кикиморки – похищенные некрещеными младенцами и выращенные чертями девочки, которые бежали назад к своим, вот только так и не смогли вырваться из потустороннего мира). Говорят, от этого у них такой плохой и вздорный характер.
Бледная худая (ибо недокормленная) толи внучка, иль супруга домового, что вместе с ним живет в кладовке, дымоходе или в запечке, вездесущая кикимора знает все человеческие грехи и родовые тайны, но держит их при себе, верша в доме справедливость на свой лад: помогая добрым хозяйкам и наказывая ленивых. Может, поэтому и не гонят ее люди, а задобряют, чтобы согласие в доме держалось.