Она – самая известная в мире украинская обрядовая выпечка, ведь это – главный символ величайшей украинской Великодня (Воскресение бога-солнца, Ярила, когда солнце долго не садится, Великий день), в христианском мире перерожденного на Воскресение Христа (Пасха от древнееврейского «песах» – жертвенный ягненок или из греческого «паска» – переход, освобождение). Магическое содержание от начала подготовки приготовления блюда до последней крошки сопровождает пасхальную Бабу (современное название – паска) многочисленными предрассудками, приметами и верованиями, которые украинцы от предков наследовали за тысячелетия, ведь «Не каждый день Паска, а хлеб – не паска».
Причем несмотря на самые черные времена запрета константинопольского патриарха Иеремия II в 1591 и господствующего атеизма московских оккупантов ХХ века обычай святить паски в церквях на Пасху до восхода солнца украинцы соблюдают и поныне. Причем сам обряд причащения паствы жрецами плотью и кровью умирающего и воскресшего бога существовал за многие тысячелетия до появления христианства как такового.
Официальное пробуждение Матери-Природы от зимнего сна украинцы традиционно празднуют 9 марта под официальным названием Сорочины, что связано с древними верованиями, что в этот день в страну из теплых краев возвращаются сорок разных видов птиц — поэтому-то его еще называют Птичьим праздником, и если жаворонки не успели прилететь домой к этой дате, их своим пением подменяют посмитюхи. Также считается, что именно в этот день сорока кладет первые сорок веточек в основу своего гнезда.
Христианская же церковь перекрестила веселый праздник встречи тепла праславянского народного календаря в печальную поминальную дату Сорок мучеников, погибших за свою веру в Севастии времен Ликиния, сопрпавителя императора Константина (320 год).
У него так много официальных и неофициальных званий и регалий со словом «первый», что и не счесть… первый месяц украинского года, первый сын-месяц Матери-Весны, первый вестник тепла , перелетных птиц, полевых работ… Не зря ведь согласно древним верованиям именно в марте на просторах райского края Ора зародилась из огненного Яйца-райца вселенная с ее Деревом жизни и прародителями всего сущего, богом-творцом Ладо и его супругой, богиней-хранительницей Ладой, что породили первого человека.
Март с легким первым юношеским пушком на щеках — паренек хоть куда, и сам везде успевает, и другим братьям-месяцам работы на год вперед задает. Именно поэтому его тотемные деревья-обереги (первая декада — ива, вторая — липа, третья — дуб) — один из самых почитаемых в украинской культуре. За долгие тысячелетия у него появилось немало народных прозвищ: Березоль, Сухой, Зимобор, Крапельник, Марец, Протальник, Свистун, Весновей, Новичок, Красовик, Первенец…
Она приходит через небесные врата из Рая, чтобы пробудить от зимнего летаргического сна на украинской земле все живое и не живое. Скованная долгими месяцами холодов природа уже с Василия начинает обратный отсчет до вожделенного тепла и грядущему с ним возрождению, в каждом солнечном луче, в каждой капле оттепели пытаясь разглядеть приближение весенней поры.
В древних украинских верованиях Весна отождествлялась с прекрасной царицей Лелеей, непременной спутницей бога солнца Ярила, которые парой приходили на землю, и вместе возвращались в теплые края осенью. Их образы были настолько тесно переплетены, что весну еще звали Яром («Яр (весна) – наш отец и мать, кто не посеет, не будет собирать»). Они – покровители любви и продолжения рода во всех их природных ипостасях.
Она запускает новый, в 2024-ом — 7532, оборот Кола Сварожого в ночь на 1 марта с его тринадцатью месяцами и старославянским укладом встречей прекрасной красавицы-царицы Лилеи, которая приносит новую жизнь солнечными лучиками в своих расплетенных косах, капельками росы на подоле своего легкого платья, крошками пыльцы на лепестках лилии в руках. Явдоха (древняя богиня Яра) — та, кто отваряет украинскую землю легкому пути той прекрасной царицы возрождения, что идет рука об руку с великим Ярилом, потому что она и есть весна.
Причем в древние времена именно 1 марта, как праздник первого дня Нового года (до 1348 года, а с изменением официального календаря — Нового земледельческого сезона), в украинских больших и малых поселениях широко отмечался праздник Коляды (производное от Кола), а пение колядок гармонично соседствовало с призывными веснянками. Ведь считается, что священная для украинцев щука-рыба, живущая в колыбели мира-воде, именно в этот день своим хвостом разбивает на реках, озерах и прудах лед, освобождая живительную влагу из зимних оков. Именно поэтому в этот же день чествуют Марену, богиню украинских водоемов, топя ее чучело (или ивовые ветки, как ее олицетворение) в местной реке. Вода в этот день считается особенно целебной, поэтому ею кропили все вокруг в доме и во дворе, поили скот, поливали цветы, умывали все семейство.
Активный поборник собственной украинской православной церкви под покровительством Вселенского патриархата и противник униатства, ректор и первый преподаватель латыни Львовской братской школы, основатель и первый глава Киевского братства, митрополит Руси-Украины, духовный наставник Петра Могилы… его регалий и почетных званий, как признание выдающихся заслуг перед украинским православием и не счесть, не зря же признан отечественной церковью святым. Иов Борецкий всю жизнь возложил на служение интересам своей страны в сложившихся обстоятельствах господства Ричи Посполитой, полностью оправдав свою фамилию.
Родившийся в семье мелкого украинского шляхтича в галицких Бирчах Русского воеводства образца 1660 года, он получил блестящее, как в то время образование во Львовской братской школе и Острожской академии, Краковском университете… Неудивительно, что в свои сорок четыре он возвращается в свою львовскую Альма-матер в качестве первого в истории заведения дидаскалом латыни (также преподавал греческий и польский) с должностным окладом в десять злотых.
Священные для каждого украинца птицы, которые приносят Весне ключи от неба, жаворонки. Они почитались предками с давних времен, как души умерших детей. Именно поэтому в славянской культуре существует строгий запрет на любое их оскорбление, а магия их символизма была настолько влиятельной, что для них существовал собственный вид обрядово-жертвенного хлеба, которым призывали приход весны с ее возрождением жизни и исполненного надежд нового года ( ведь предки вели ему отсчет от Явдохи, с 1 марта).
Причем согласно древним верованиям души умерших детей через жаворонков возвращались на землю, а потому угощение ритуальным печеньем соседских малышей, которые его крошками угощали божьих птиц, словно выкупало у небес отнятую преждевременно душу, которая могла возродиться в другом ребенке скорбной матери. Детское ритуальное проклятие старших «чтобы никогда у вас не было «жаворонков»« считалось на бесплодием, его очень трудно было снять даже у всесильных непростых.