Украинские евреи

Судьба народа-изгнанника столетиями была переплетена с историей украинской земли как две неразделимые составляющие этого мира, пока в их мирную жизнь агрессивной медвежьей поступью вместе с антисемитизмом и украинофобиейне вторглась Московская империя , благополучие которой всегда зиждилось на крови, поте и слезах захваченных народов. Так появились линия оседлости, Валуевский циркуляр 1863-го, Эмский указ 1876 года, запрет на переписку и выход прессы на идиш.

Тем яснее становятся мотивы решения Всеукраинского съезда раввинов в Одессе 1918-го о наложении «херему» (проклятье) на всех противников Украинской народной республики, при том что еврейские организации девяти украинских губерний признали Центральную Раду единым легитимным органом управления на своей земле, идиш был одним из официальных языков новорожденного государства, а войска Директории во главе с Симоном Петлюрою активно противостояли еврейским погромам (почему сохранилось немало документальных подтверждений). Так иудейская община официально вступила в борьбу за независимость Украины 1917 — 1921 годов.

И вопрос был не только в министерских должностях, которые занимали лучшие представители колен Израилевых в просветительстве УНР, или материальной поддержке иудеями сопротивления украинского государственного войска красным, белым и маргинальным группировкам, когда отступавшие войска УНР получали за один день огромную сумму в двадцать тысяч гривен собранную Здолбуновской общиной на их материальное обеспечение (9 апреля 1919 года), но и военной помощи оружием и человеческими ресурсами. И это не смотря на распространяемые всеми внутренними и внешними московскими агентами мифы о еврейских погромах украинцами.

Веками дети сынов Израилевых с мужеством достойным стоиков принимали удары судьбы, принимая участие в любых войнах лишь финансово. Только единицы из них брали в руки оружие для защиты от гонителей. И то было обусловлено самой иудейской верой, но кровавый ХХ век навсегда изменил их отношение к сопротивлению с оружием в руках — история сохранила ряд одаренных офицеров украинской армии того времени еврейской крови.

Чего стоит лишь легенда украинского войска сотник Семен Самуилович Якенсон. Его военная карьера, начавшаяся в Одесском артиллерийском училище, устлана ожесточенными битвами, ранением под Дубровицей, новыми сражениями и новыми увечьями под Комаргородом в ранге прапорщика войск Центральной Рады. И не смотря на проигрыш в освободительной войне 1920-х Украины, он остался верен душой своей родине до конца, перебравшись после советской оккупации в безопасную Чехию, где он был зачислен в ряды Украинской хозяйственной академии Подебрады, а затем работал в Праге.

Его жизнь как и сотни тысяч его одноверян оборвет безжалостная рука фашистского режима в развязанной советами и Германией Второй мировой войне, но имя его навсегда останется легендой для тех, кто верил и верит в независимость Украины от любых оков и навязанных недоимпериями стереотипов.

Одна на двоих сплетенная в тугой узел история Украины и еврейской общины виткана из таких крупных и маленьких жизненных рассказов многих поколений с их проблемами или совместным трудом, но во времена большой печали или смертельной опасности оба народа бок о бок противостоят всем вызовам этого грешного мира.

03-03-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.