И нескольких месяцев не прошло с момента окончания на украинской земле боевих действий самой ужасной войны ХХ века, а СССР продолжал воевать на оккупированых просторах против украинского народа при содействии прокоммунистического польского режима. Цивилизованный мир на это отводил стыдливо свой взгляд, хотя на руках красных палачей уже был геноцид киримлы 1944-го, следствием которого стало уничтожение по разным оценкам от трети до половины всего народа. Безнаказанное зло всегда возвращается, и потому следующим были лемки, надсянцы, холмцы, подляшцы, любачевцы, бойки.
Юридической основой очередного преступления красных окупантов стало подписанное 9 сентября 1944-го «Соглашение между Правительством РСФСР и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР» подписаное Осубко-Моравским и Хрущевым, имплементированное в договоре между СССР и Польшей 16 августа 1945 года. Хотя основы его начали закладываться еще на Тигеранской Конференции по распределению Мира на сферы влияния с границей между Польшей и советской Украиной по линии разграничения по состоянию на сентябрь 1939 года (так называемой «Керзона»). Вместе это открыло путь к массовой депортации украинцев с их исконных этнических земель, оказавшихся по нечеловеческим политическим договоренностям на территории Польской республики.
И если на начальном этапе (1944 год) переселение жителей Западной Бойковщины, Лемковщины, Любачевщины, Надсяння, Южного Подляшья, Холмщины на подконтрольные красным оккупантам территории происходило относительно добровольно (в качестве рычагов влияния поляки применяли ограничение хозяйственных, образовательных и религиозных прав украинской общины, а советы — обещания финансовых льгот и 15 га земли на новом месте, чем соблазнилось около восьмидесяти тысяч человек), то при каждом следующем – карательные методы использовались силовиками все больше, а пятый етап вообще закончился печально известной «Вислой».
Прокоммунистическим правительством в качестве карательных методов к применению против украинцев на отданных Польше территориях силовым структурам республики (армия, пограничники, внутренние силы правопорядка) дозволялись: принудительное выселение под конвоем, оставление имеющегося имущества депортированных, физическая пацификация населения, похищение и передача карателям советских НКВД религиозных деятелей украинской общины, перевозка на новое место в товарных вагонах без соблюдения элементарных санитарных норм.
Отдельным ужасным периодом этой истории стала операция этнической чистки украинцев на польских территориях известна под названием «Висла» – проводимая на протяжении трех месяцев 1947 года силами польских, советских и чешских воинских частей принудительная депортация украинцев с Лемковщины, Надсяния, Подляшья, Холмщины в Восточную Пруссию, Западное Поморье с Данцигом, Верхнюю Силезию. В результате Украина потеряла убитыми более двух тысяч человек, около четырех — отправлено в концлагеря.
Окончательная же точка была поставлена в вопросе демаркации советско-польской границы только 15 февраля 1951-го «Соглашением об обмене участками государственных территорий», согласно которому произошла рокировка площади в 480кв.км Дрогобычской области Украины (вместе с 97 нефтяными скважинами) на аналогичную – Люблинского воеводства (вместе с залежями каменного угля и железнодорожным транспортным узлом) с принудительным переселением через границу поляков и украинцев, ранее проживавших на этих территориях.
По итогам проведения принудительной депортации 1944 – 1951 годов в рамках соглашения Польская республика – СССР насильственные действия были применены к полумиллиону украинцев, потерявших дома на своих этнических землях навсегда. Ежегодным днем памяти жертв этих трагических событий было определено Постановлением Верховной Рады Украины от 8 ноября 2018 года второе воскресенье сентября.