Мировая жемчужина самоуправства

Семь лет строительства – советский долгострой в глубинном сердце седого Киева. Открытие станции метро «Золотые Ворота» было запланировано на конец 1989-го с опозданием на четыре года из-за глобальных финансово-экономических проблем «процветающей» страны советов, которая уже стояла одной ногой в своей могиле. Декор новой станции должен был стать классическим для того времени строительства – массивные пилоны в стиле «сталинского ампира», которые в своей беликости обезобразили немало архитектурных объектов.

Видимо, все шло бы по плану, если бы не вмешательство главного в то время архитектора строительства Николая Жарикова, по мнению которого проект не раскрывал глубинного исторического смысла Золотых Ворот, как главных врат древнего стольного княжеского града. Его решение об остановке реализации проекта и привлечения Вадима и Бориса Жежериных подарило Киеву том, что в скором времени будет признано памятником архитектуры Украины и войдет в число лучших метростанций Европы (по версии «The Daily Telegraph» от 2013 года) и мира – туристического издания BootsnAll 2011-ого.

Хотя сначала новые дизайнеры представили проект, в котором главным декором должны были стать древнерусские орнаменты (оккупационная советская власть категорически запрещала любые упоминания в украинском искусстве об исторических фигурах и роли церкви в становлении великой Киевской Руси), и он даже был официально утвержден. Но киевские историки возмутились такому нивелированию исторической значимости символа Ярославова града, дошло даже до угроз Вадиму блокировать его художественную деятельность в этой сфере.

После такого наступления украинской интеллигенции Жежерин сдался и решил пригласить на помощь знатока древнерусской тематики Григория Корня, а тот в свою очередь – Владимира Федько. Именно решением этого трио на свет явились выдающиеся фигуры домонгольской эпохи Руси-Украины.

Работать и составлять огромные мозаичные панно среди пыли и грязи строительной площадки было просто невозможно, поэтому для выполнения трудоемкой работы приспособили внутренний двор Киевпроекта, где от рассвета до заката мастера собирали в металлические формы силуэты, контуры, орнамент, которые затем монтировали на стены станции метро.

Вадим Жежерин, как глава маленького коллектива, лично докладывал Жарикову о ходе работ, но приносил зарисовки только орнаментов, храня в тайне настоящие результаты их работы в опасениях активного сопротивления советского руководства, которое должно было соблюдать доктрину атеистической идеологии коммунистической партии. Поэтому величественные княжеские фигуры и золотые купола киевских храмов стали полной потрясающей неожиданностью для руководства приемной комиссии, которая на удивление осталась в восторге от талантливого мастерства воплощения древнерусского духа творческим коллективом, когда сброшенная бумага обнажила всю грандиозную картину Золотых Ворот.

Открытие стало настоящим событием и шагом к возрождению украинского национального сознания древнерусской столицы – потрясающие грандиозность и величие интерьеров новой станции метро заставила первых посетителей проснуться – так под землей через много столетий московских травли и запретов под Золотыми Воротами звучали украинские народные песни, которые пел хор простых киевлян – первых посетителей, как к Богу возносимая молитва за свою родину в последний день 1989 года, и над ними гордо сеяло «Слава Украине!» на фризе промежуточного вестибюля новой киевской станции метро.

21-05-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.