Тайну о том, когда украинские предки обзавелись постоянным недельным календарем хранит память веков, что седым пеплом тлена лега на бескрайние украинские степи, верхушки стройных карпатских смерек, на самое дно черноморских глубин. Возможно, седмица сотворения мира пришла на украинскую землю вместе с христианством, а может – существовала за долго до его появления, основываясь на древних знаниях об организации вселенной и семи известных тогда планетах (славяне пользовались солнечно-лунным календарем еще в IV тысячелетии до нашей эры).
Интересным остается факт, что украинская неделя раньше начиналась с воскресения (укр. неділя), в самом названии которого был заложен главный глубинный духовный смысл этого дня — не делать (нет дела) с особо оговоренным запретом на использование колюще-режущих инструментов вроде топора, ножа, иглы иль ножниц ( так как отрубленное самовоспламениться самовоспламениться и спалит все кругом, а наколы или порезы — нарвут и долго не заживут). Христианство безделие по воскресеньям связывают с духом Хрестова Воскресения (происхождение названия дня) и призывают этот день посвятить праведной молитве во славу Господа.
Благодатная духовная сущность воскресенья (по апокрифу «Эпистолия о Воскресении»: «… чтите святы воскресенье, среду и пяток: томо-тремя днями земля стоит») способствовала благочинным всепомагательным деяниям общины, как например народное Вече, закладывание нового дома, уборка огородов вдовам и одиноким старикам. А еще покровительство небес в тот день помогало в оберегании домашней живности на будущее: посадить наседку на яйца – к курочкам (не петухам), впервые вывести скот на выпас – к быстрому его росту и отменному здоровью.
Этот женский, почти праздничный день под знаком ласкового Солнца освобождал неутомимых работниц-хозяек от большой части их повседневных забот, даже голову можно было не чесать, потому что она «венчанная». Именно поэтому он представлялся народным фолклором в образе прекрасной юной девы, в подарок которой от Небес люди получили день свободного досуга («Воскресенье – день вынужденного безделья»). За несоблюдение запрета на труд нарушители, как говорят в народе, жестоко наказываются проблемами со здоровьем и хозяйством Неделей, хотя в неотложных общественных благотворительных делах она сам помогает вместе со своей подружкой Пятницей, с которой они так любят путешествовать по миру.
Дети рожденные в воскресенье считались самыми счастливыми («поцелованными судьбой»), но безынициативными и леньми («ибо им жизнь и так сама все даст»). А в ночь с воскресенья на понедельник (до шести утра), в мир приходят непростые люди – младенцы рожденные в это время будут существовать между двух миров и непременно станут гадателями, прорицателями и знахарями.