До берега реки с его живительной влагой рукой подать… а целая крепость умирает от жажды. Войны за господство, власть, землю, а в конечном итоге всегда за вожделенное золото, никогда не отличались милосердием. Осада же, как очень действенное военное средство, всегда была в ходу у тиранов, а сострадание — не в чести. Бесчисленным множеством примеров ее жертв выстлан путь ее величества Истории.
Не обошел, согласно легенде, этот горький опыт и защитников Хотинской крепости где-то на самой заре ее существования, когда не был еще пробит в скалистой тверди благодаря титаническим усилиям защитников 65-метровый колодец на замковом подворье…
Шла уже ни первая неделя осады крепости. Оставшиеся в живых защитники заняли последний оплот обороны — цитадель на берегу Днестра. Все запасы воды были исчерпаны. Вот тут в игру на стороне наступающих и вступила коварная жажда, от которой мутится рассудок, и тело перестает слушаться своего хозяина.
В этот трудный для хотинских защитников момент выискался среди них один отважный смельчак, который ради спасения всех вызвался совершить безумный поступок — спуститься на веревке с головокружительной высоты в сорок метров по отвесной западной стене под стрелами вражеских луков к протекающему у подножья замка ручью и набрать кувшин воды. И, как не удивительно, героем оказалась хрупкая девушка.
Все обороняющиеся сгрудились на вершине стены, в волнении со сжимающимися от страха сердцами ожидая как бесстрашная сделает свой первый шаг в бездну. Хранимая силой небес дева под градом стрел невредимой спустилась к ручью и набрала до краев свой сосуд жизни для сотен… Но обратный путь не был столь безоблачен — черная стрела пронзила тонкую девичью стать, и красные капли крови дождем окропили родную землю.
Все выше и выше поднималась она, из последних сил сжимая заветный кувшин в своих руках, пока не достигла вершины стены и не отдала свою драгоценную ношу в руки измученных защитников. Но нога героя больше не коснулась родной земли — бездыханное тело бережно опустили воины…
Выдержала ли ту осаду Хортицкая крепость иль нет – о том история умалчивает, да только память человеческая все еще хранит образ спасительницы в своей памяти, несмотря на все столетия, которые быстрокрылой птицей пронеслись над украинской землей.