Тонка иллюзорная грань почти не видная в трепещущем свете уличных фонарей, но каменной стеной разделяющая два диаметрально противоположных мира одного города. Дремучая простота невежества и светоч культурного просвещения, идущие каждый своим путем и по обоюдному согласию никогда не пересекающиеся. Гапкинштрассе и Пижон-стрит — всегда два лика одной улицы.
С одной стороны водоворот изыскано и модно одетой публики в интеллектуальных беседах о высоком, в культуре речи и поведения которой безошибочно угадывается интеллигенция. Яркий свет фонарей в отблеске начищенных туфлей и бриолиновых прическах галантных кавалеров, бережно препровождающих на променад своих слегка надменных дам в легких как туман вечерних туалетах. Пижон-стрит – элита и надежда будущего страны.
И наивный простонародный говорок с заковыристыми, доступными лишь посвященным идиоматическими вывертами местного жаргона в обсуждении приземленных дел насущных в зеленой тени, как противовес той другой ярко освещенной стороне улицы и жизнь. Местная шпана и представители около криминальных кругов, гордо следующие со своими незатейливыми Агапками (нарицательное наименование горничных) во всем шике бандитского гламура – кепке набекрень и горстью семечек в кармане. Низший слой общества при отсутствии такового согласно заверениям руководства страны советов на Гапкинштрассе.
Как ни странно, такое демонстративное, показательное сословно-классовое деление имело место быть под этими названиями в разное время (30-60-е годы ХХ столетия) во многих крупных городах социалистической Украины, начиная со столицы и заканчивая колыбели казачества, которая тогда лишь начала обретать свой облик.
Киев, Одесса, Донецк, Запорожье, Кривой Рог… у каждого своя улица двух миров, но общая сущность антагонизма социальных полюсов на одном небольшом отрезке. Так в Киеве честь принимать местный бомонд выпала конечно же Крещатику (угол с тогдашней Ленина со стороны универмага), а в Кривом Роге – Почтовой со стороны театра «Кривбас»; Одесса блистала цветом города по пути от Преображенской к Приморскому, в то время как в Запорожье для этих целей был облюбована четная сторона Карла Либкнехта между Тургенева и Базарной.
Те далекие времена давно канули в Лету.Их начисто стерла с лица истории Вторая мировая и период брежневского застоя. Но память поколений в легендах и фактах хранит столь яркий элемент городского фольклора в записях любознательных краеведов и этнографов.