Лувр мерк перед пышностью его двора в Лубнах и фрейлины французской королевы готовы были на все для получения работы при его особе… Для его сокровищницы потребовался целый туннель, а монахи-бенедиктинцы готовы были жизнь отдать за своего благодетеля… Номер один в черном списке двух непримиримых врагов (польского короля и Богдана Хмельницкого), что, по слухам, и стало причиной его безвременной кончины.
Одиозная фигурам Яремы Вишневецкого, которая до сих пор является одной из самых противоречивых в истории украинской земли, оставила по себе много тайн. И, пожалуй, самой большой и притягательной из них остается судьба его несметных сокровищ (его ежегодный доход превышал шестьсот тысяч злотых, дворец состоял из трехсот комнат, а стоимость коллекций живописи, ювелирных изделий и скульптуры исчислялась десятками миллионов).
Ценой сотен убитых шляхтичей, монахов и горожан после взятия города и уничтожения замка Вишневецкого в 1648-ом все пятнадцатитысячное казачье войско и его предводители озолотились, ведь мещане двадцатитысячных Лубн были самыми богатыми на территории Украины (эта добыча легла в основу состояния некоторых малороссийских дворянских родов), но главного сокровища захватчики так и не нашли.
Долгие полтора столетия легенда о несметных спрятанных где-то в тоннеле прорытом по приказу Яремы монахами от его замка до реки Сулы богатствах кружила головы аматорам-одиночкам, пока крайняя нужда, вызванная огромными военными расходами Первой мировой, не вынудила городскую управу заняться поиском пропавших сокровищ. Для этих целей в 1916 году из столицы империи даже был выписан профессиональный археолог Игнат Стеллецкий.
Изыскательские работы длились вплоть до начала Гражданской войны, вынудившей Стеллецкого прервать труды и вернуться родину, но азарт погони за тайной уже прочно поселился в его душе. В 1922-ом археолог возвращается в уже советские Лубны и находит тот пресловутый тоннель от реки до замка, правда, наполненный лишь телами местных жителей, которые пытались здесь укрыться от войск Кривоноса в далеком 1648-ом.
Дальнейшие раскопки советская власть под страхом смертной казни запретила, и не удавшийся «подземный Колумб» был вынужден вновь несоло нахлебавши вернуться в родные пенаты. Потом будет письмо Стелецкого Сталину с просьбой о помощи в организации поисков пропавших богатств Вишневецкого для чего требовалось пять тысяч рублей и месяц времени, а заодно археолог обещал найти серебряные копи Петра Мазепы. Призыв остался без ответа.
С тех пор прошло немало времени, но энтузиасты-археологи и ныне на заре третьего тысячелетия не теряют надежды разгадать главную тайну Яремы и найти, наконец, те несметные сокровища, которые в одночасье превратят их в одних из богатейших людей Украины. А пока что лубненские холмы не желают отдавать то, что они надежно берегли более трех веков.