Советское криминальное наследие как неотделимая часть украинской реальности 1990-х, где власть имущие и преступный мир — единое слаженное целое, использующее одни методы, живущее по одним законам, преследующее одни цели. В их действительности стоимость человеческой жизни ничтожно мала и оценивается лишь с позиции ценности для их сообщества, а препятствия убираются со звериной жестокостью и беспощадностью, не щадя ни своих, ни чужих.
После первых лет эйфории независимости с верой в новый мир справедливости и равенства лишь немногие публичные украинцы отваживались выступать против связанных одной цепью криминала и политики. Среди них был тот, кто стоял у истоков независимой прессы в северном регионе Донбасса — учредитель телеканала «ТОР», газет «Технополис» и «Я сама» — Игорь Александрович Александров.
Независимые средства массовой информации, которые открыто расследовали незаконную деятельность политикума и его теневой стороны на тот момент в Донецком регионе были уже единичны. Спусковым крючком для фатального конца для одного из последних стала серия передач «Донбасс криминальный».
3 июля 2001 года в 7-45 утра настала трагическая развязка – руководитель и учредитель телекомпании «ТОР» Александров был жестоко избит в подъезде дома, где находился офис его фирмы в Славянске. Не приходя в сознание он скончался от полученных травм три дня спустя. Тогда и начался тернистый путь правосудия по-донецки длинною в десятилетия.
Однако, не смотря на явную связь с профессиональной деятельностью Александрова (не задолго до этого его через суд пытались лишить права заниматься профессиональной деятельностью в связи с вышеупомянутым циклом расследований), милиция квалифицировала дело как банальное «хулиганство». Лишь под многонедельным давлением общественности и СМИ правоохранительные органы были вынуждены изменит статью на «предумышленное убийство», а в скором времени был найден и предполагаемый киллер. Им оказался негде не работающий житель соседнего Краматорска Юрий Вередюк.
Правда 17 мая 2002 года суд во главе с Иваном Корчистым, который вообще состоялся после личного вмешательства президента Украины Леонида Кучмы, полностью оправдал подсудимого из-за отсутствия доказательств, хотя у следствия на руках было его признание в убийстве с оговоркой, что заказ был на другого человека, и освободил Вередюка из-под стражи в зале суда. А 19 июня, за неделю до рассмотрения касационной жалобы на приговор, предполагаемый убийца внезапно умирает по официальной версии «от сердечного приступа».
Через год новый Генеральный прокурор возобновляет расследование резонансного дела, и по его итогам называются другие имена убийц — Александр и Дмитрий Рыбаки, причем последний якобы лично избивал журналиста в угоду старшему брату (по другой версии исполнителем были Руслан Турсунов, Александр Онишко, Сергей Корицкий). В качестве мотивов было названо намерение Игоря Александрова пустить в эфир программы «Без ретуши» так называемую «дюссельдорфскую кассету» с записью разговора членов ОПГ «17-й участок», возглавляемой старшим из братьев, который к тому же являлся «смотрящим Северного региона» от донецкой криминально-политической группировки.
И хотя 7 июля 2006 года этим пяти членам банды были вынесены обвинительные приговоры, главные политические заказчики этого дела из донецких остались творить свое черное дело, доведя страну до крови Майдана. Даже супруга погибшего славянского журналиста, Людмила Александрова, не верит, что были наказаны действительно виновные. Видимо последняя истина последней инстанции так и не будет предъявлена миру, пока Коломойские, Лещинские, Шокины не дойдут до справедливого суда.
В действительно свободной послемайданной Украине стало возможным, хоть и не новый суд, но увековечивание памяти Игоря Алескандрова — в Славянске именем журналиста была названа улица, а в 2016 году указом президента Украины Петра Порошенко он посмертно был награжден орденом «Свободы» – ведь человек жив, пока жива память о нем.