Благородная и богатая семья Корецких-Ходкевичей, наследник отцовского княжеского титула и крупных имений с родовым замком во главе, баловень судьбы… Самойло с детства отличался независимым и воинственным характером – не зря же его хватило всего на пару лет обучения в одном из старейших голландских университетов, который и сейчас действует в Лейдене, смиренно грызть гранит науки – это было не по нему.
Только служба в рядах войска великого князя Литовского и Русского Сигизмунда III Вазы наконец в двадцать лет подарила юноше ощущение нахождения на своем месте. Тем более, что перспективного отрока почти сразу взял под свою опеку выдающийся военно-политический деятель Речи Посполитой, Станислав Жолкевский.
Боевое крещение Самойло произошло в битве под Гузовом, где королевские войска разбили отряды восставшей шляхты во главе с Зебжидовского – это стало предвестником его удачной военной карьеры и немеркнущей в веках славы. Далее будут битва при Клушино 4 июля 1610-го, где московско-шведская армия потерпели сокрушительное поражение от втрое меньших по численности посполитов, а вся военная казна, обоз, артиллерия, флаги, лошадь и даже сабля главаря московитов, Шуйского, достались победителям, отчаянный прорыв к кремлю с небольшим отрядом в декабре следующего года…
А дальше жизнь молодого князя Корецкого (унаследовал титул после смерти отца в 1612-ом) становится все более похожей на приключенческий роман с элементами остросюжетного экшена, ведь он увлекся политикой, а именно – возможностью посадить на молдавский престол представителя древнерусского рода Могил, хотя первая попытка заканчивается для соискателя, Констнтина, смертью, а главного организатора, Стефана Потоцкого, – заключением в молдавской тюрьме.
После бракосочетания с Екатериной Могилой три года спустя дело молдавского престола становится для Самуила личным, несмотря на постановление Сейма о запрете своим подданным принимать участие в этой борьбе – в 1615 году же он с Михаилом Вишневецким и многочисленными казачьими отрядами не только атаковали Яссы, но и выбили с трона ставленника Турции, Стефана Томша, чтобы посадить на освободившееся место Александра Могилу.
Уже в следующем году судьба отвернулась от князя Корецкого – смерть главного соратника князя Вишневецкого, уход части войска из-за неуплаты содержание, турецкая осада Ясс, битва с войсками Томши, поражение под Сасовым Рогом и турецкий плен вместе с Александром в стамбульском Едикуле. Но он не был бы самим собой, если бы просто сдался, поэтому Самойло через доверенного слугу в 1617-м получает напильник с веревкой и осуществляет дерзкий побег.
Укрытие переодетым в купца в христианском квартале столицы Османской империи, путешествие к одному из ионических островов, солнечная Сицилия, битва с пиратами, корабельное капитанство, принятие католицизма, личная встреча с папой Павлом V, вступление в ряды «христианской милиции»… и все это неугомонный украинский князь успел всего за год.
Родные украинские пенаты встречают Самойла Корецкого после стольких мытарств новым горьким известием – умерла его молодая возлюбленная Екатерина. Терять ему было уже нечего, поэтому опять ряды войска Речи Посполитой под командованием Станислава Жолкевского, молдавский поход, турецкий плен и заключения в стамбульской Черной башне.
Все обстоятельства сложились в негативном для князя ключе: умер его родной дядя Ян Ходкевич, на помощь которого он рассчитывал, султан не обратил внимания и на ходатайство английского короля Якова I… 27 июня 1622 года Самойла Корецкого казнили как особо опасного для Османской империи врага, но украинский воин дорого продал свою жизнь, выхватив у одного из девяти убийца нож и до последнего вздоха пережатого полотенцем горла нанося удары по нападающим.
Его законсервировано в смоле тело, привезенное на родину Станисловом Конецпольским, было погребено в родовой усыпальнице францисканского монастыря родного Корца. Тело его умерло, но слава непокорного духа украинского князя и сейчас живет в народных песнях и легендах.