Никогда не напрашивайся на полет

Советский летающий металлолом, которым Московия до сих пор пытается пугать мир (количество его разбившегося только за прошлый год исчисляется десятками) обычно или плохо скопированная подделка зарубежного образца, или топорная самоделка с кучей проблем и техническими ошибками, которые обычно стоят кому-то жизни.

14 февраля 1989г. В последний момент на взлетную полосу, откуда должна была стартовать группа из шести самолетов для осуществления тренировочных бомбометаний на авиационном полигоне «Калиновка» (Крым, Украина) заехала машина гвардии-полковника Василия Ивановича Лабунова, который приказал заглушить правый двигатель самолета ТУ-22м2 Геннадия Карпенко и выйти правого летчика экипажа, Сергея Кулеша. Место оставшегося на земле занял сам Василий Иванович, летчик-инструктор, заместитель командира 13 тяжелой бомбардировочно-авиационной дивизии.

18.14 вечера, время взлета. Экипажу капитана Карпенко осталось жить чуть более двух с половиной часов. После получения приказа о постепенном наборе высоты на высоте 7 000 м самолет прекратил связь с ведущим, а через 1 100 м экипаж обнаружил отказ генераторов, о чем был проинформирован Симферопольский радиолокационный центр. Полет продолжался на аккумуляторах, одновременно был отправлен запрос на экстренную посадку на ближайшем аэродроме с «простой» погодой.

На траверсе Обеточной косы у самолета отказал последний из восьми генераторов, запаса хода по технической спецификации должно остаться на двадцать пять минут, но запуск дополнительной силовой установки и питание от аккумуляторов энергоемкого устройства 062 системы РСЗО «Пароль» сократили время до девяти минут (но экипаж об этом не знал).

Падения напряжения в бортовой сети ниже 20V (при нормативных 27V) сделало невозможным автоматическое катапультирование. Ручное же индивидуальное с момента проектирования вообще было огромной проблемой (предохранители на крышках люка оставались заблокированными из-за контровочной проволоки, которую нельзя было снять вручную, откидывание крышки люка было не осуществимо даже после значительных физических усилий в покое на земле, не говоря о сверхскоростном полете с огромной прижимной силой). Пилотская кабина превратилась в летящий гроб.

В результате в 20.57 по свидетельству местного жителя самолет на большой скорости врезался в землю возле села Новоалексеевка в 36км севернее Мариуполя, после чего произошел взрыв. Удар был такой силы, что почти девяностотонная машина разлетелась вдребезги, зарывшись на двадцать метров в глубину (из относительно больших частей на поверхности остались лишь части стабилизаторов, полковничья папаха, планшет с картами и партбилет одного из членов экипажа, а самая крупная найденная часть человеческого тела – фаланга пальца). Хотя пройдет много-много часов, прежде чем поисковый вертолет Ми-2 вообще найдет место падения, которое с воздуха походило на небольшое воронку, об отсутствии самолета командование узнало только после приземления группы на родном аэродроме в Шайковке.

Официальной причиной был назван отказ блока коммутации шести генераторов постоянного тока… но экспертизы и проверки продолжались месяцами. Эта история стала наглядным подтверждением суеверия летчиков: «Никогда не напрашивайся на полет», а для гвардии-полковника Лабунова – участью-приговором, которого он мог бы избежать. Правда, через некоторое время спасенный Судьбой в тот день правый летчик Сергей Кулеш тоже погибнет, но в другом городе, при других обстоятельствах (от Судьбы не уйдешь).

17-12-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.