Есть в Бердянском художественном музее картина, которая привлекает внимание своей необычностью: на женщину взирает ее же образ. Это портрет одной из величайших русских балерин – Анны Павловны Павловой (1881 — 1931) кисти Шмарова Павла Дмитриевича.
Но притягательность портрета не только в неординарности и талантливости образа великой балерины. Есть в картине загадка и в псе у ее ног, и в занавеси, придерживаемой ее рукой, и в шлейфе ее платья…
Стоит лишь на мгновение дольше задержаться взглядом на портрете Анны Павловой и отойти от него уже не возможно. Вот в очертаниях бульдога проступает лицо мужчины с пышными усами, а на портьере — удлиненный лик аскета, склады же шлейфа скрывают…
Сколько еще тайн хранит это полотно доподлинно неизвестно. По оценкам искусствоведов – как минимум двадцать три. Но, может быть, новый зритель откроет еще один образ, и тайна кисти Шмарова отступит еще на одну ступень.