История
История музея в Бердянске началась, как ни странно, с трагедии, принесенной на крыльях революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войной 1917 – 1923 годов, когда при смене правящего класса у власти оказались совершенно не подготовленные люди, решившие вычеркнуть «по идейным соображениям» из жизни предыдущие поколения при помощи уничтожения всякого напоминания о них.
Одной из первых попавших в «черный список» новой власти суждено было стать экспозиции петербургского музея Императорской Академии художеств, президентами которой почитали за честь быть особы коронованной фамилии, где к руководству академии, сменившей название на Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), пришел работник главного управления профессионального образования Ф. А. Маслов, давший разрешение на уничтожение и разграбление неугодных экспонатов.
Благодаря быстроте доставки весточки о данном прискорбном событии в Запорожье, часть экспозиции была спасена выпускником академии Исааком Израилевичем Бродским (1883 – 1939) (уроженцем села Софиевка, что под Бердянском) совместно с его учениками А. И. Лактионовым, А. Н. Яр-Кравченко, М. Г. Козеллом, А.П. Шепелюком (в последствии известными советскими художниками), которые вывезли часть произведений бывшей Академии на грузовиках в Бердянск.
С разрешения и при поддержке городских властей Бердянска 7 ноября 1930 года (к годовщине Октябрьской революции) на втором этаже Краеведческого музея была открыта «Картинная галерея имени Заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского», насчитывающая 230 экспонатов из собрания Императорской Академии художеств и личной коллекции Исаака Израилевича, который был избран ее пожизненным директором.
Вскоре галерее была переименована в «Бердянский областной художественный музей имени Заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского» (до 1939 года Днепропетровской, после отделения, – Запорожской области) и, благодаря стараниям своего основателя, который к тому времени возглавил Всероссийскую Академию художеств, с каждым годом пополнялась все новыми шедеврами в основном кисти учеников и друзей художника по институтским годам и деятельности в Обществе им. Куинджи. Такое положение дел сохранялось вплоть до кончины метра в 1939 году.
К началу Великой Отечественной войны (1941 – 1945) собрание музея насчитывало около 500 произведений искусства, которые с началом военных действий были эвакуированы в Сталинград, а с приближением линии фронта – в село Цветочное, что на левом берегу Волги, где безвозвратно были утеряны 18 полотен кисти мастеров XIX века, 44 книги и 8 статуэток.
Вернувшаяся в конце 1945 года часть бердянской коллекции два года ютилась в уцелевшем флигеле музейного здания (само здание было разрушено), пока в 1947 году для ее нужд не выделили небольшое здание площадью 150 м2, где художественная экспозиция вновь распахнула свои двери для посетителей 7 ноября после тщательной переписи и работы реставраторов Всероссийской Академии художеств.
В начале второй половины ХХ века в жизни музея возникает еще один человек, с игравший не последнюю роль в его судьбе, – искусствовед и художник Семен Георгиевич Ивенский (1924 – ), который с 1953 года во время написания дипломной работы во Всероссийской Академии художеств принимает активное участие в изыскательной работе по экспозиции музея и восстановлении утраченной ранее документации, а позже (спустя пятьдесят лет) подаривший музею коллекцию из более чем 1000 экслибрисов (печатный знак, указывающий на принадлежность книги к определенной библиотеке), сейчас, живя в Израиле, пополняющий музейную экспозицию своими дарами.
С расширением коллекции, остро становится вопрос о новом помещении для нужд музея, и в 1962 году «Бердянский областной художественный музей имени Заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского» переезжает на Дюмина, 15, хотя и это небольшое одноэтажное здание с выставочным залом в 200 м2 так же не отвечает его нуждам – отсутствие элементарных санитарных условий (печное отопление, отсутствие водоснабжения) и теснота помещений (хотя их и периодически достраивали) все же дает о себе знать – большинство экспонатов хранятся в запасниках.
В связи с открытием в 1971 году в Запорожье художественного музея, бердянский музей утратил статус областного, но не свою уникальную коллекцию, которая пополняется год от года, получаемыми из Государственного архива художественных произведений полотнами и дарами частных лиц.
Вторая половина 80-х годов ХХ века ознаменовалась для музея активным пополнением музейной коллекции: закупка произведений у частных коллекционеров и в антикварных лавках, дар собственных офортов и эстампов (гравюрные оттиски) Петра Петровича Белоусова (1912 – 1989).
Современные художники Приазовья так же не оставили без внимания «Бердянский художественный музей имени И. И. Бродского», передав ему в дар свои полотна в 1990-х годах, когда финансирование музеев резко прекратилось.
В 2007 году музей наконец получил достойное помещение на улице Карла Маркса 29, где соблюдены все необходимые условия для его нормальной работы. И теперь, ведя активную международную деятельность, принимает в своих залах масштабные выставки и конференции со всех уголков мира.
Благодаря акции «Подари работу музею» (2010 год) количество художественных работ музея увеличилось еще на полтысячи, наиболее значимая часть из которых была преподнесена С. Семерядьевым и Ю. Затерой. Кроме того, в том же году «Бердянский художественный музей имени И. И. Бродского» пополнил ряды Комитета Международного Совета музеев при ЮНЕСКО.
Экспозиция
Первоначальная коллекция Бердянского художественного музея, подаренная И. И. Бродским представляла собой собрание полотен второй половины ХІХ – начала ХХ века в число которых входили произведения И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова К. А. Коровина, А. И. Куинджи, А. Н. Бенуа, Н. Н. Дубовского, Н.И. Богданова-Бельского, А. Капальти и другим, ранее принадлежавших музею Императорской Академии художеств.
Полотен же самого основателя в музее немного, самые прекрасные из которых, пожалуй, «На острове Капри» и «Парк осенью», а самые знаменитые – авторские повторения портретов вождей революции в том числе «Ленин в Смольном».
Так же значительное число первоначальных экспонатов составляли конкурсные и дипломные работы учеников Императорской Академии художеств Н. И. Фешина «Женщина с зеркалом», В. Б. Адена «Чужие», П. С.Евстафьева «Баба», И. Матвеева «Портрет Образцовой» и другие.
После художественной выставки студентов-практикантов Всероссийской Академии художеств музейная коллекция значительно обогатилась за счет полотен Н. С. Копейкина и А. И. Лактионова, А. Н. Яр-Кравченко и Н. Е. Тихонова и многих других.
Благодаря наследникам Якова Соломоновича Хаста (1873—1953), передавшими музею более 600 произведений, музейная экспозиция пополнилась такими полотнами как «Медсестра».
Коллекция из 150 офортов и эстампов П. П. Белоусова, дарованная «Бердянскому художественному музею имени И. И. Бродского» автором, – наиболее полное собрание его работ.
Современные художники, такие как В. К. Жукова, С. К. Семендяев, Н. Т. Мироненко, К. И. Бердникова, А. Г. Панченко, В. А. Филатова, так же внесли весомый вклад в музейный фонд, передав 1990-х годах часть своих авторских работ.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Запорожская область область, г. Бердянск, ул. Центральная, 29.
Тел. (06153) 4-51-58, 3-56-35.
Ссылки
- Исторические факты. Строптивая лошадка
- Исторические факты. Картина призраков
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 58 (М 14) (Одесса — Николаев — Херсон — Новая Каховка — Мелитополь — Бердянск — Мариуполь – Ростов-на-Дону) до поворота на Бердянск, затем по Восточному проспекту до улицы Свободы, по которой проехать один квартал до пересечения с улицей Центральной, а далее до музея три квартала по направлению к морю.
Общественным транспортом на маршрутных такси / ж/д дорогой до Бердянска, а затем до улицы Центральной (через Азовский или Восточный проспект).