Он родился полтавчанином, а умер уроженцем Луцка, прожив двадцать лет после своей фактической смерти — человек будущего, человек загадка, история жизни которого – гремучий коктейль из запутанных фактов и выдумок. Такие неординарно-одаренные личности, упрямо шагающие впереди своего времени, сами по себе превращаются в яркую легенду, а привкус тайны превращает их в сверхновую, становящуюся центром тяготения маленькой вселенной. И хотя на надгробии стоит имя Юрий Кондратюк, родился он Александром Шаргеем — украинский ученый, изобретатель, основоположник теории космонавтики и ракетостроения.
Студенческое дитя, что в Полтавских епархиальных сведениях обозначено как сын Гната Бенедиктовича Шаргея и его законной супруги Людмилы Львовны в девичестве баронессы Шлипенбах, рожденный 9 июля 1897 и крещен Александром 28 июля того же года. Судьбу рано осиротевшего мальчика (мать умерла в больнице для душевнобольных, когда он был еще совсем малышом, отец — в 1910-ом) фактически определили две женщины и неродный дед: полтавская бабушка Екатерина Кирилловна, ее второй муж Яким Никитович Даценко и мачеха, Елена Кареева.
Вторая же полтавская мужская гимназия, которую он впоследствии закончит с серебряной медалью, стала той точкой отсчета, что разделила его жизнь на до и после — за годы учебы там он успевает овладеть всеми точными науками, включая высшую математику, в свои шестнадцать, определившись с целью своего жизнь – «полет с Земли». Полученные знания помогают Александру с легкостью поступить на первый курс механического отделения Политехнического университета в Петрограде, где в то время проживала его мачеха.
Вот только со студенчеством у юного Шаргея не сложилось — царскому режиму нужны были не студенты, а пушечное мясо для веденной им Первой мировой войны, его мобилизуют в школу юнкеров. А пока по вечерам он еще принадлежал сам себе, после занятий по военной подготовке Александр спешит домой, чтобы завершить свое научное исследование, потому как далее его ждала лишь неизвестность турецкого фронта.
После большевистского переворота Шаргей демобилизуется, при и пытке вернуться в родную Украину с Закавказья против своей воли был снова мобилизован в Белую армию. Александр при первой же возможности убегает сначала в Полтаву, потом — перебирается в Киев, куда вернулась Елена Кареева с дочерью… но в конце августа 1919-го украинскую столицу захватывают войска Деникина, которые вновь принудительно забирают его в ряды Белой гвардии, как бывшего царского офицера. Удержать того, кто не хочет быть удержанным, крайне тяжело… Шаргей в очередной раз самовольно покидает войско.
Чтобы скрыться молодой человек оседает аж в Малой Виске, работает слесарем на кооперативной мельнице, кочегаром на сахарном заводе, но угроза разоблачения висит над бывшим белогвардейским офицером дамокловым мечом. Его спасает мачеха, которая становится фактически крестной его новой личности — Кареева выкупает у родственников документы умершего в Киеве 1 марта 1921 года от туберкулеза студента-винничанина Юрия Васильевича Кондратюка 1900 года рождения и передает своему пасынку – так Александр Шаргей «умирает», а Юрий Кондратюк возрождается на свет.
Работая на Маловисковском сахарном Александр-Юрий заканчивает третью версию труда всей своей жизни «О межпланетных путешествиях» с теоретической основой о строении ракеты и деталях полета в космос, отзыв на которую Главнауки был вполне положительным, вот только из-за нехватки полиграфических мощностей в печати она отказала. Автор за свой счет оплатил публикацию своей работы в далеком Новосибирске, но с учетом новаторства и прогрессивности его мысли общество дорастет до осознания грандиозности его выкладок только через несколько десятилетий.
А пока Кондратюк проектировал элеваторы в качестве заведующего Проектно-монтажным подотделом западносибирской конторы «Хлеббуд», за что 31 июля 1930 года был арестован по доносу о «вредительстве», заключавшемся в конструировании зернохранилища без единого гвоздя. Ему дали три года, потому что следствие настаивало на шаткости сконструированного сооружения, хотя оно простоит после осуждения своего создателя еще не одно десятилетие. После освобождения Юрий — инженер-конструктор ветроэлектростанций в Крыму.
Война вновь настигла гениального украинского ученого в июне 1941-го — он записался в Киевскую ополченскую дивизию, которая в начале октября того же года защищала калужское направление. 3 октября во время боя в районе поселка Засецкий и сел Большие и Малые совки исчезла связь, Кондратюк вызвался его починить. А дальше история переходит в разряд домыслов и легенд, потому как с этого задания он уже не вернулся, его тела побратимы так же не видели.
Уже в послевоенные времена на старом кладбище Кирово рядом с другими погибшими советскими воинами появилось имя Юрия Васильевича Кондратюка, а в реестре безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской армии запись о его гибели.
Но упорные слухи циркулировали в Украине много-много десятилетий… о том, что 3 октября 1941 Александр-Юрий попал в плен к немцам, пошел с ними на сотрудничество и вычислял Вернеру фон Брауну оптимальные траектории действий его ракет ФАУ-1 и ФАУ-2.
О послевоенной судьбе Шаргея сведения также отличались: по одной версии он оказался в зоне советского влияния, был депортирован на Московию, осужден и выслан на Колыму для отбывания наказания, откуда уже не вернулся; по другой — в числе других особо ценных инженеров Рейха его вывезли вместе с фон Брауном в Америку, где он работал на правительство до глубокой старости, помогая США с их ракетной программой, и умер где-то в 1980-х.