Мудрость украинских предков, что на протяжении всех веков испытаний судьбы и неустанных стараний врагов навсегда стереть этот народ с лица земли, недаром выбрала именно 9 сентября в качестве главного женского праздника окончание сбора урожая и благодарности Матери-Земле (Рожанице или Диванне, Мокоши), которая девять месяцев своими неусыпными заботами беспокоилась о будущем своих детей, дабы обеспечить их на всю зиму безбедного сытого существования.
Ведь девятое число девятого месяца двойственно нумерологически совпадает с естественным циклом беременности, как основного естественного назначения женщины-продолжательницы рода. Поэтому-то Рожаницы традиционно в Украине в глобальном смымле воспринимались как сугубо женский праздник, который отмечался в узком кругу: на рассвете все поколения женского пола общины шли вместе на берег водоема, чтобы вознести на восход солнца молитву Земле: «Жертву Тебе правым – овсяную муку, и так поем славу и величие твои!», спуская на воду с вечера испеченные, украшенные цветами обрядовые бублики или калачи (каждая по одному), а после возвращения домов на пороге старшая женщина в роду должна была умыть через порог младшую, чтобы была жива, здорова и счастлива весь следующий год.
Причем после официального обращения Украины в христианство много-много веков назад, ситуация до сих пор не изменилась – в некоторых церквях ради «откладов» (пожертвований) 9 сентября даже соглашаются на второй трапезе пропеть трапор Богородицы, как отождествление собирательного образа покровительницы продолжения рода. Тобиш чествование христианского образа Девы Марии это – лишь перекрещенный праздник Диванны, непорочной славянской богини флоры, гадания и ночи, которая вместе с великой праматерью-Мокошей раз в год спускается в этот день на грешную землю, чтобы созерцать придерживаются ли девушки и молодые матери ее заветов духовной чистоты, верности и плодородия.
В ночь на Рожанице женщины собирались на священную Девичьи горы, а под свет костра девятисекционной печи совершалось таинство жертвоприношения с обязательным проливанием воды на землю (символ плодовитости) и молитвами за здоровье и счастливую судьбу будущего потомства, а бездетные просили себе ребенка. Вечером взрослый женский пол селения собирался вместе в шинке для продолжения празднования-чествования своей покровительницы.
В древние времена Дивана также считалась покровительницей охоты, поэтому украинские охотники оставляли на краю леса свою первую и единственную в этот день добычу, чтобы прекрасная богиня была милостива к их ремеслу и послала им удачу на год вперед. В отдельных местах вместо дичи на пожертвование Диане приносили убитую курицу.