Идеальный правитель. Владимир Мономах

Он был сыном того, кого один из величайших князей Киевских любил больше всех своих детей, не зря же Ярослав Мудрый потратил много сил энергии чтобы выхлопотать для своего Всеволода руку дочери византийского императора Константина, Марии-Анастасии. Дед даже успел увидеть первенца этого союза, которого назвали Владимир (князь) Василь (крестное) Мономах (в честь деда по матери).

Вряд ли он рассчитывал занять главный престол Руси-Украины в Киеве. Возглавляя по очереди Смоленское, Черниговское, Переяславское княжества он удачно ходил походами на половцев, руководил по мере своего видения ситуации и требований того времени, растил своих сыновей…

Смерть Святополка в 1113 году изменил все – сначала в Софии Киевской собралось вече из выдающихся граждан страны, которые в конце концов вынесли свой вердикт «просить Владимира Мономаха на киевское княжение». Так в свои шестьдесят он стал правителем великой империи от Сяна до Дона.

Народный эпос сохранил о нем память как о дальновидном, мудром и справедливом правителе, который с годами не потерял свою энергию и работоспособность, что помноженное на огромную привязанность народа обеспечило ему признание всех князей украинских земель и даровало огромную власть. Именно поэтому эпоха Владимира Всеволодовича признана историками как самый продуктивный период во времена существования Киевской Руси.

Пересказы, что с каждым поколением все больше превращались в легенды в ореоле новых подробностей, настолько освятили фигуру Маномаха, что северные дикие племена московитов долгое время использовали его шапку для венчания на царствие в тщетной надежде прикоснуться к вселенской мудрости.

Хотя идеальный правитель превращается в обычного человека из плоти и крови со своими грехами и земными желаниями через призму философско-автобиографического труда князя «Поучение детям», в которой он не скрывая фактов, проводит оценку своей жизни в контексте своих поступков, пусть и не очень однозначных. Там есть и нарушения слова и законов гостеприимства при убийстве двух половецких князей, и завещание умеренности в воинственных настроениях, хотя сам признает, что при захвате Минска не пощадил ни человека, ни животного. Да, государственных интересов Владимир Василий придерживался, но и о себе помнил, забирая в собственность свою или сыновей земли наказанных по справедливым законам князей.

Мономах умер в мае 1125-го у стен своей любимой церкви в Переяславе на берегу Альты в возрасте семидесяти дух лет от роду. Но в связи с высоким социальным положением и всенародной любовью тело его было перевезено в Киев и похоронено на почетном месте в соборе Святой Софии. На его смерть летописец написал хвалебную оду: «Усі наміри ворогів Бог дав під руку його; прикрашений доброю вдачею, славний перемогами, він не заносився, не величався, відповідно до заповіді Божої добро творив ворогам своїм і паче міри був милостивий до бідних і вбогих, не шкодуючі маєтку свого, а все роздаючи нудженим». Так что вцелом Владимир Всеволодович был правителем своего времени во всей полноте и многогранности этого титула.

31-07-2020 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.