Причудливы переплетения событий и фактов истории. Порой судьба отдельных исторических объектов или предметов отражает целые эпохи и судьбы народов. В частности, церковные колокола — как один из символов христианской веры — были как раз такими немыми свидетелями исторических событий. Именно они первыми попадали под удар завоевателей другого вероисповедания, но и жизнь им, порой, давали трофеи, захваченные у мусульман.
Так по итогам удачного взятия войсками Богдана Хмельницкого 31 июля 1695 года турецкой Девочей крепости (Кизикермен) в Северном Причерноморье третий ярус колокольни Успенского собора Полтавы украсил колокол, отлитый из захваченных в этом бою вражеских орудий. Колокол получил имя по названию павшего города — «Кизикермен».
Памятную надпись о сем событии можно и сейчас разобрать на его куполе в Полтавском краеведческом музее, не смотря на московские реставрационные изменения, связанные с появлением трещины:
«В року тысяча шестьсот девятдесять пятом,
По славном Кизикермене от христиан взятом,
За царства Росских царей Петра, Иоанна,
За гетмана Мазепы Богом дарована;
Сооружен звон сей к Божией славе
До храму Успения во граде Полтаве
Из штук кизикерменских гарматных здобытых
З придатком материй до звона приличных, -
Коштом Его милости войск полтавских вожака
Павла Семеновича, Украины строжа.»