Аскетичный модерн начала ХХ столетия в легком флере загадочной готики на одной из харьковских улиц пусть и отсчитал всего столетие своего существования, но уже успел обзавестись длинным шлейфом легенд и преданий, которым обладает не всякий старинный замок.
И кто бы мог подумать, что такое прагматичное коммерческое начинание как частная женская гимназия двух сестер Покровских может стать одной из городских достопримечательностей. А всего лишь нужно было, чтобы их братом оказался сам епархиальный архитектор Владимир Николаевич Покровский, не ограниченный своими заказчицами ни в выборе архитектурных форм, ни в использовании элементов отделки.
Видимо отсутствие каких-либо запретов полета фантазии творца и породило на свет харьковский так называемый Дом с химерами, хотя как таковых химер (мифических существ с мордой и шеей льва, телом козы и хвостом змеи) на его фасадах не наблюдается. Присутствуют вполне-себе земные, пусть и овеянные мифической славой, волки, саламандры, ящерицы, хищные птицы. Из мира теней тут разве что два поддерживающих стилизованные машикули человекоподобных существа, которые за свое поразительное сходство с кинематографическим персонажем Питера Джексона получили прозвища Голлумов. А так – пышные гербы, стилизованные под средневековых учителя и ученика изображение авторов проекта Владимира Покровского и Петра Величко, малые архитектурные готические формы в виде машикулей, башенок, фиалов.
Но все же все они соединенные воедино, при довольно угрюмом цвете серых стен породили на свет чудо, которое не оставляет равнодушными ни его обитателей, ни праздно проходящих мимо. Быть может потому так упорно из поколения в поколение передается легенда о белом призраке дамы, который раз за разом возвращается в дом, где при жизни ею был совершен тяжкий грех детоубийства. Некоторые студенты видят не только горе-мать, но и слышат плачь ее нерожденного дитя.
А еще некоторые впечатлительные натуры от культуры, засидевшись допоздна в аудиторных сумерках, слышат, по их словам, голоса прошлого: смех воспитанниц Покровских, пение и легкие шаги со скрипом половиц под аккомпанемент фортепиано.
Касательно же студенческих поверий квартирующего здесь театрального факультета университета искусств, неизвестно откуда появившимися, но стойко перешедшим в разряд местных примет – сдача сессии напрямую зависит от милости Голлумов, благосклонность которых можно снискать, накрасив им когти на лапах, а высший бал на экзамене обеспечит сам господин Покровский, в осиротевшую после утраты пера руку которого можно положить материальную взятку.
Так что гимназия Покровских смело может претендовать на звание одной из самобытных достопримечательностей Харькова не только благодаря своему уникальному виду, богатой истории, но и таинственной духовной сущности.