Один город и три версии его основания как происходит всегда, когда имеющихся документальных фактов намного меньше, чем легенд и домыслов, не требующих подтверждения. А вообще-то принятая наукой датировка рождения населенного пункта от первого упоминания в сохранных после многих столетий войн, природных и человеческих катаклизмов документах – довольно условная единица, которую с успехом, но без результата вот уже столетия оспаривают археологические артефакты и выводы семантических изысканий.
Поэтому официально признанный датой основания 1240-ый от Рождества Христова (первое упоминание Житомира в летописи) уже сейчас поставлен под сомнения как минимум тремя разными теориями, опирающиеся на свои предположения, выводы, факты и прибавляют к его и без того убеленного сединами возрасту еще как минимум два столетия.
Так, согласно записей историка с духовным саном за плечами Николая Трипольского, город был основан в 884 году советником аскольдового княжинья Житомиром, который после гибели своего владыки отказался присягать новому киевскому князю Олегу и ушел в дремучие надднепрянские леса к древлянам, чтобы основать там на скале (где сейчас расположено здание городского архива) укрепленное деревянным частоколом поселение своего имени и фактически оказаться правителем собственных земель. Этому косвенно вторят древнерусские источники, где город зовется «Житомль» с притяжательным суффиксом -ль в качестве подтверждение его происхождения от личного имени.
Но Трипольскому апеллируют результаты археологических изысканий чешского историка Павла Йозефа Шафарика, которые датируют поселение у слияния Каменки и Тетерева скорее XI столетием и относят его к племени хлебопашцев и жита, как основной культуры их возделывания. Согласно этой трактовки расшифровка имени города проста – житячей мир (город). Причем жито (рожь) до последнего времени оставалась одной из основных культур сельского хозяйства Житомирского района.
А еще вносят сомнения часто встречаемые на территории Сербии и Хорватии собственные имена и названия Житомир (хотя этот факт не столько опровергает, сколько ставит под вопрос порядок причины и следствия) и очевидная трактовка слова «Житомира» при разложении на составные части с поправкой на диалектику – «жить» и «мир», что в итоге дает город живущий в мире.