Черноглазые или сероглазые, темноволосые с миловидными лицами, правда представители мужского пола выглядят чуть старше своего возраста из-за суровой мужественности, стройные и грациозные (именно это считалось эталоном красоты задолго до того, как стало всемирным трендом) красавицы и красавцы независимо от возраста – такими увидел украинцев во время своей этнографической экспедиции будущий автор слов украинского гимна Павел Чубинский в 1872 году.
Сквозь сухие цифры статистики того исследования (только 17,5% имеют голубые глаза, треть – карие, в основном – сероглазые; 28% имеют светлые волосы (из них 4% – рыжие), остальные темно-русые или черные; порой встречается татарский тип лица, а у крымлы – украинский) мягким абрисом проступают личные наблюдения автора сквозь призму большой любви к своему народу, когда он отмечает прекрасные мягкие и приветливые черты лица украинок с легким налетом печали.
Разговорный язык этнических украинских мужчин в то время был медленным и здравомыслящим с довольно лаконичным выражением мысли при этом полон самоуважения, но не лишенный юмора и самоиронии. Это в сочетании с солидной походкой и медленными движениями создавали у прочих обманчивую иллюзию «ленивого увальня», а на самом деле за этим внешним фасадом скрывалась серозная, умеренная, рассудительная личность с аналитическим складом умышления. Много врагов жестоко ошиблись, надеясь на миролюбивый, доброжелательный и спокойный нрав украинцев – как говорят в народе: «Они медленно запрягают, но быстро едут», и свернуть с выбранного пути или помешать добиться поставленной цели им может только смерть.
Украинки же, хрупкие как лани, но крепостью характера могли на равных поспорить со своими мужчинами. На их хрупких плечах держался весь дом с его домашними и хозяйственными хлопотами, воспитанием детей и работой в поле. При этом эти моторные красавицы все успевали – в доме и во дворе было чисто, на столе – полно вкусной еды, а муж и дети опрятны, накормлены, обцелованы. Да в острые моменты жизни женщины брали на себя полную ответственность, порой за всю семью, а преданность была одной из их главных черт, хотя проблемы бывают в жизни каждой семьи.
Говор этнических украиночек обычно им под стать – быстрый и благодушно-наивный с заливистым искренним смехом. А еще их очень легко было растрогать, когда печальная песня или рассказ вызвали не только тяжелые вздохи, но и отдельные слезы, хотя обычно то продолжалось недолго, потому что за этим для поднятия настроения сразу пели веселые песни, которые иногда переходили в танец.
В общем же по описанию Чубинского украинская душа полна самоуважения, покоя и свободы через осознание принадлежности к великой нации с устоявшими культурно-языковыми традициями и древней европейской историей через все испытания времени, поэтому воля для них ценнее жизни.