Украинское прошлое отца Кинг-Конга

Неисповедимы пути Господни, и порой их повороты по своей причудливости не может превзойти самая смелая фантазия, так что реальная судьба одного человека сама по себе становится готовым сценарием к остросюжетному экшену с проверкой на прочность силы воли огнем, мечом и медными трубами. И кто бы мог подумать, что все это уготовано обычному парню из Джэксонвилля (штат Флорида).

Две страсти Мериана Купера, литература и авиация, определили его жизнь: первая вписала его имя в историю кинематографа золотыми буквами, а вторая – обеспечила славу героя, звание бригадного генерала, должность директора Pan American и… знакомство с Украиной.

А началось все с поступления юного дарования в Военно-морскую академию, которую, впрочем, он не закончил в виду открывшейся страсти к журналистике. Но очень быстро чувство долга, которое не позволило ему оставаться безучастным к европейской трагедии Первой мировой войны, заставило Мериана вернутся к военной службе – после летных курсов были Экспедиционный корпус, Европа и первый германский плен осенью 1918-ого.

После освобождения Купер изъявил желания помочь в борьбе в новой угрозой существования Старого Света – красными атеистами Московии. Первым его заданием на этом поприще стало сопровождение гуманитарного груза во Львов, где авиатор остался в качестве главы гуманитарного подразделения до момента организации осенью 1919-ого из американских летчиков-добровольцев 7-ой боевой эскадрильи имени Тадеуша Костюшко, заместителем которой он стал.

Именно в рядах добровольческих небесных ястребов Мериан Купер облетал всю Украину и полюбил ее свободолюбивый народ, принимая участие в освобождении Киева, боях возле Триполья, расчистке акватории Днепра от большевиков в 1920-ом, когда дивизион постоянно менял свою дислокацию на одном из двенадцати аэродромов по линии Львов — Белая Церковь.

Такие же длинные и душевные песни как бескрайние украинские просторы в мистическом ореоле тихих летних ночей, зеркальная гладь которых отражала лунный свет, навсегда покорили сердце американских летчиков, как и украинская молодежь в красивых национальных костюмах, певшая их. Будущий кинематографист потом не единожды будет вспоминать мелодичный язык, открытий нрав и радушие украинцев.

Но все это будет после ужаса красного плена, когда лишь счастливая случайность в виде пуловера однополчанина с вышивкой «Ф. Мошер» спасла его буйную голову, за которую командующий Первой конной армией красных Буденный назначил немалую награду. Быстро сочиненная легенда о пролетарском происхождении, принудительной воинской повинности и украденной форме обеспечили ему сносное отношение и свою запись в буденовской летописи пера Исаака Бабеля. Первая неудачная попытка побега, отправка на строительство дороги под Москву и семьсот километров пешком до Литвы. За мужество и героизм глава Польши наградил его высшей воинской наградой республики.

По возвращении в Америку Мериан Купера вновь пробует себя на литературном поприще в качестве журналиста, документалиста и сценариста Голливуда, что по достоинству оценили благодарные зрители и немеркнущая слава его картин «Кинг-Конг», «Полет в Рио», «Форт Апач».

Но авиация всю жизнь остается его главной страстью – все продюсерско-режиссерские доходы он продолжает тратить на авиацию. При этом успев пройти путь от директора Pan American до заместителя штаба военно-воздушных сил США на Тихом океане генерала Макартура и закончить карьеру в чине бригадного генерала.

02-01-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.