Сто лет с исторического момента, когда полулисты повернули колесо истории вспять, что в конечном итоге стоило Украине независимости, еще семи десятилетий московского рабства, миллионных жертв голодомора и десятков миллионов – Второй мировой войны при массовой руссификации населения и уничтожении цвета украинской нации.
Первым негативным звонком в чреде негативных событий, поставившим независимость Украины под удар, стал военный переворот 1918-ого во главе с Павлом Скоропадским, который вместо толерантности и либеральности Центральной рады с ее медленными реформами и стратегически отложенным результатом предложил свое республиканско-монархическое виденье будущего страны. И нашлось немало тех, кто поддержал военную диктатуру в условиях войны. Однако семь месяцев относительной стабильности и покоя закончились быстро, так как предложенная гетманом модель не удовлетворяла запросы самого массового слоя населения – крестьянства, при фактическом возвращении к старым порядкам земельных отношений.
И тогда в ход пошли популистские обещания социалистической Дериктории «все забрать и поделить поровну» в расчете на не способный к самостоятельности и ответственности городской и сельский люмпен. 14 декабря 1918 года войска Директории взяли Киев, что фактически стало началом конца. На практике популистские идеи обратились отстранением от власти образованного и предприимчивого среднего класса, а у националистически мотивированного офицерского состава отобрали оружие, и это при откровенном подыгрывании красному террору.
Фактически последним актом этой трагедии стал арест 22 января 1919-ого по фиктивному обвинению в необоснованной сдаче Харькова последней надежды военных, боровшихся за независимость Украины – Петра Болбочана (командир Левобережного фронта армии УНР, освободитель Крыма) по приказу Симона Петлюры гайдамаками атамана Волоха. Произошло это после раскрытие тайных переговоров полковника с Николаем Михновским о создании союза партии демократов-хлеборобов с армией для свержения Директории и возврату к идеи самостоятельной и независимой Украины.
Через четыре дня был обнародовано письмо Болбочана, которое кратко и емко описывало всю патовость ситуации правления Директории для страны: «Бедная Украина мы боремся с большевизмом, весь культурный мир поднимается на борьбу с ним, а украинское новосозданное правительство УНР идет на встречу большевикам!.. Вы не можете разобраться в самых простых жизненных вопросах, а лезете в министры, атаманы, лезете в руководители большого государства, лезете в законодатели вместо того, чтобы быть самыми обычными госслужащими и писарями.»
После этого армия УНР покинула Левобережье, чтобы уже не вернуться туда, отдав пол-Украины на растерзание оголтелому красному люмпену, Петра Белбочана снова арестовали и полевым судом приговорили к смертной казни в виду угрозы для существования нового правительства популистов и расстреляли в 22 часа 28 июня 1919 года на станции села Балин. Ход же истории был предрешен – страну поделили между собой два оккупационных режима советов и Польской республики – «Те кто между хлебом и свободой выбирают хлеб, со временем он теряет все, в том числе и хлеб» (Степан Бандера).