Вопрос водоснабжения Одессы, как города находящегося в сорока километрах от ближайшей реки, стоял остро с момента ее основания. В качестве временного решения предприимчивые хозяева участков с родниками по Фонтанской дороге (сохранилась до ныне) продавали ее, имея огромную прибыль, так как стоимость одного ведра приравнивалась к стоимости килограмма мяса. При них появилась еще одна городская специальность – водоноси.
Однако к 1820-ым с ростом города проблема с водой нарастала, для чего было решено по всему городу сооружать подземные резервуары для хранения талой и дождевой воды и каналов их снабжения из керамических труб и кирпичной кладки оснащенных фильтрами из гравия и древесного угля. Для этих же целей новые дома строились с односкатными крышами. По отзывам живительная влага из цистерн отличалась мягкостью и хорошими вкусовыми качествами. Количество одесских цистерн за тридцать лет достигло полутора сотен.
Нерешенная до конца проблема заставляла искать предприимчивые умы альтернативные пути водоснабжения не без выгоды для себя. Так в 1843 году тандемом Стефан Пишон – ротмистр Виттенберг был взят в аренду у колонии Люсдорф на двенадцать лет участок Большого Фонтана с целью строительства первого водопровода. Вода выкачивалась из источников насосами и подавалась в центр Одессы (угол Старопортофранковской и Большой Арнаутской) по трубам диаметром в полметра. После присоединения к проекту таганрогского купца Тимофея Ковалевского появилась и водонапорная башня (район 16-й станции Фонтана). Цена сорокаведерной бочки в то время составляла 40 копеек летом и на 5 копеек дороже зимой.
Значительный рост «черноморской жемчужины» во второй половине XIX столетия привел к новому витку напряженности в вопросе водоснабжения. В объявленном тендере городской думы в 1871 году на строительство водопровода из Днестра победил проект В. Швабена и Д. Мооро, а в сентябре будущего года была начата укладка стопудовых труб четырехметровой длинны водной артерии общей протяженностью 257км. Еще через год первая вода пошла в городской фонтан у Спасо-Преображенского собора.
Новым вызовом стала нехватка давления из-за восьмидесятиметрового перепада высот между Одессой и Днестром, поэтому в 1890-ом на самой высокой точке берега реки была построена дополнительная насосная станция с английским очистным оборудованием, представлявшая собой колонну высотой тридцать один метр.
Зависимость водокачек от привозного угля первый раз поставило город на грань коллапса в Первую мировую, когда к 1918 году из четырех машин работала половина и четыре фильтра из шести, а румынские войска периодически захватывали угольные баржи в устье Дуная. Из-за снижения подачи воды в 3-5 раз в городе начались эпидемии тифа и холеры. Суровой зимой 1919-ого Днестр и вовсе замерз, так что поставки топлива фактически прекратились, в виду чего в эксплуатацию была введена узкоколейка Днестр – станция Выгода.
Второй раз артерия жизни поставила Одессу на грань выживания в 1941-ом при осаде города немецкими войсками – 11 августа последний работник покинул станцию на Днестре, а в самом городе были прорублены около восьми десятков скважин, подготовлены старые и новые емкости для хранения воды. Однако три дня спустя на незанятую еще насосную проник десант и за три дня в город было перекачано еще сорок тысяч кубометров воды. Водонасосным сооружениям на Днестре удалось пережить Вторую мировую без особых потерь, так что восстановительные работы в 1944-ом были закончены в кратчайшие сроки.
Позднее будет реконструкция с увеличением проектной мощности до 404 тыс. кубов в сутки (1951) и введением системы «скорых фильтров» (1970-е). А в 1990-х водоканал Днестр-Одесса передали в аренду «Инфоксу» сроком на 49 лет, после чего началась модернизация устаревшего оборудования. Сейчас Одесса круглосуточно снабжается качественной водой.