Генеалогия – интересная вещь, которая порой преподносит такие сюрпризы, что историкам приходится пересматривать свои сложившиеся веками догмы. Этому немало поспособствовал безжалостный шутник-Хронос, в вихре времени уничтоживший подавляющую часть документальных свидетельств. Именно поэтому хитросплетения престоло-наследственных связей помноженных на родовые имена и разные семантические трактовки оных превращают исследования в увлекательный квест, где наградой служит бриллиант знания целостной картины.
Наследнику английского престола уэссекской династии, Эдуарду Изгнаннику, не посчастливилось родиться в страшное время датского вторжения, а внезапная кончина его молодого отца Эдмунда II Железнобокого (ему было лишь двадцать шесть) всего после шести месяцев правления Англосаксонией и трех выигранных у оккупантов битв фактически прославила крест на его и так призрачной перспективе занять британский престол, который захватил родной дядя будущей киевской княгини Ирины (Ингигерды), датский король Кнуд Великий.
А маленьких английских принцев (после смерти Эдмунда II у него родился второй сын, названный в честь отца) новый король отправил к себе на родину в Данию вместе с матерью, откуда стараниями старшего брата Кнуда и преданного союзника покойного Этельреда II английского, короля Улофа Шетконуна, были вывезены в Швецию.
Как складывалась на протяжении двух дальнейших десятилетий судьба законного наследника английского трона – неизвестно, но в возрасте двадцати двух лет (скорее всего после бракосочетания Ярослава и Ингигерды шведской) Эдуард Изгнанник попадает в Киев, где его супругой становится вероятно вторая по старшинству дочь Мудрого Агата (Агафья), а тестем – русский король (иностранные документальные источники).
Изгнанник все-таки вернулся на Туманный Альбион по призыву родного бездетного дяди, короля Эдуарда Исповедника, чтобы стать его официальным наследником. Однако такая персона главного претендента на престол слишком многих не устраивала, и через несколько месяцев он разделил печальную участь своего отца (судя по всему был отравлен). Овдовевшая Агата Киевская со своими тремя детьми: Кристиной, Маргаритой и Эдгаром Этелингом остались в Англии, где последний был провозглашен, но не коронован после гибели в бою шурина покойного короля, могущественного эрла Уэссекса, Гарольда Годвинсона. После нормандского завоевания внук Ярослава Мудрого навсегда утратил престол своих предков.
Но в жилах ныне правящей английской королевской династии все же течет украинская кровь, пришедшая вместе с младшей дочерью изгнанника в род шотландских королей (Маргарита вышла замуж за Малькольма III) и усиленная генами правнучки киевской княжны, королевы Франции Анны Ярославны – Анны де Варенн, которая стала супругой правнука Агаты Киевской, графа Хантингдон Генриха Шотландского. Так что два следующих короля Шотландии, Малкольм IV и Вильгельм I Лев, фактически были прямыми потомками (праправнуками) дочерей Ярослава Мудрого, а вместе с ними, начиная с Якова I, и все правители Туманного Альбиона.