Атнаме для леди

Один из ключевых узлов обороны Закарпатья трудами хозяев за столетия превратился в неприступную твердыню, которую можно было покорить лишь длительной осадой, и то не факт – упорство защитников Паланка и готовность идти на жертвы иногда так и не были сломлены. Казалось бы факт отсутствия у руля обороны крепкого и опытного мужского плеча мог бы служить на руку нападающим, но всегда плохо недооценивать противника…

Шел 1685 год. Войска династии Габсбургов захватывали город за городом, селенье за селением. Вот уже и Ужгородский замок пал под ударом войск генерала Зигберта Гайстера. Следующим должен был стать цитадель секстаполиса (Росвигов, Пидмонастирье, Паланкок, Пидзамка, Пидгорода и собственно Мукачева).

Кто знает как бы развивались дальнейшие события, если бы во главе обороны не оказалась бы вдова трансильванского князя Ференца І Ракоци и супруга лидера антигабсбургского движения курунцев графа Имре Текели – Илона Зрини со своим десятилетним сыном. Не смотря на небольшое количество защитников, ее решением было отказаться от капитуляции, в знак чего по углам крепости были вывешены боевые флаги.

Номинально осада Паланка длилась три года, хотя фактически стартовала лишь 10 марта 1686-ого с прибытием под его стены генерала Енеаса Капрара. На протяжении всех месяцев активных фаз осадно-боевых действий Илона всеми силами поддерживала боевой дух своих воинов, ухаживая за ранеными, обходя позиции во время артиллерийских обстрелов, участвуя в принятии военных решений, беседуя с женщинами и детьми, участвуя в приготовлении и раздачи пищи военным… а когда в боевых действиях наметился перерыв, она отправила гонцов в соседнную Галичину в целью продажи своих драгоценностей для получения средств для финансирования дальнейшей обороны.

Отчаянное сопротивление одного замка да еще и под предводительством женщины хорошо отлаженной военной машине могущественной империи Габсбургов, покорившей всю Венгрию, поразило воображение Европы. Вся пресса взахлеб писала об этом, как о сенсации. Турецкий же султан Махмед IV наградил принцессу Илону специальной грамотой – атнаме (единственный случай признания военных заслуг женщины этой наградой в истории Турции).

Три года обороны Мукачевского замка вошли в анналы истории, хотя их итог и был печальным: не смотря отсутствие подвижек у осаждающих, после осознания тщетности ожидания помощи, Илона подписала акт капитуляции 15 января 1688 года и была отправлена в венский монастырь урсулинок (через четыре года ее обменяли на захваченного турками австрийского генерала Зигберта Гайстера), а ее сына – чешский иезуитский колледж. Принцесса умерла в турецком изгнании 18 февраля 1703 года, за несколько месяцев до начала антигабсбургского восстания, знамя которого поднял ее сын Ференц ІІ Ракоци.

15-07-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.