Два класса церковно-приходской

Он стал краеугольным камнем, на котором до сих пор держаться все достижения украинской литературы и живописи за последние полтора века, светочем своего таланта сорок семь лет освещая путь для последователей. Его любят, его ненавидят, но лишь единицы остаются равнодушными к мастеру современного украинского слова Тарасу Шевченко. Потому что само его творчество уходит корнями не к азам эпистолярных и художественных канонов, а проросла из народного языка и видения окружающего мира.

Возможно будь у Тараса качественное образование кроме неполных двух классов церковно-приходской школы, которые он посещал с благословения отца в 1822 – 1823 годах, его литературное наследие было бы совершенно другим, и Шевченко не был бы самим собой. Фактически его неповторимый стиль сформировался из украинского разговорного языка помноженного на самообразование через книги и путешествия (в том числе заграничные) в качестве крепостного слуги Павла Энгельгардта, в качестве окна в большой мир.

Именно поэтому его «Кобзарь» стал настоящим Евангелие нации, которое иметь дома стало священной обязанностью для каждого сознательного украинского, а оккупационная власть запрещала, сжигала, преследовала… Потому что книга – это не просто сборник стихотворных произведений, это правда жизни и ее высшие ценности через призму прошлого и будущего одного человека, который прошел все круги ада на земле от московских палачей, начиная от рождения под родовым знаком крепостного и потери родителей в малолетстве до властных преследований, травли, ссылок, запрета творить и одиночества, при этом не сломавшись (возможно благодаря крови запорожцев, что текла в его венах) и силой духа своего слова вдохновляя других на борьбу сквозь века.

Причем как для человека, который сам осваивал грамматику языка и имел крайне ограниченное регулярное образование, великий Кобзарь на закате своей жизни отличился изданием азбуки тиражом в десять тысяч экземпляров на собственные деньги для обучения украинцев всех возрастных категорий грамоте в воскресных школах. Царская же оккупационная власть в своих лучших традициях конечно же всеми способами пыталась изъять и уничтожить как можно больше экземпляров, хотя сама признавала, что ничего запрещенного в Тарасовом Букваре нет.

Парадоксально, но рисование, которому он учился годами у множестве местных и зарубежных мастеров кисти, не принесло Шевченко такой славы, несмотря на большой объем сохраненного художественного наследия в 835 работ выполненных в различных техниках и жанрах. Большинство из них даже не имеют авторской подписи, не говоря уже о датировке (что значительно усложняет работу современных исследователей этого направления творчества Кобзаря). И это при том, что в свое время портреты его кисти пользовались большим спросом среди состоятельных кругов столицы.

Вот так один великий человек и два его таланта, которые так сильно повлияли на формирование современной украинской культуры, но такие разные их пути и судьба наследия.

09-03-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.