Модный прогресс ХХ века

Привередливая госпожа Мода, она покоряет ум и волю, обжигая сердце ненасытной жаждой владения, которую не может обуздать трезвый голос здравого смысла и соизмеримости расходов. Ее история началась задолго до изобретения шелков и бархата, когда в древнейшие времена иглой из рыбьего зуба было сшито первое платье из мамонтовых шкур, отшлифован первый самоцвет, выплавлена первая гривна.

Украинская традиционная одежда ниточка к ниточке, стежочек к стежочку складывалась веками в ярких собственноручно созданных вышиванках, платках, кожушках-кептариках, рисунок которых ограничивался лишь фантазией и трудолюбием мастерицы с некоторым региональным стилевым влиянием на выбор мотива и цвета нитей.

А вот изменчивая городская женская мода ХХ века скорее стала отражением мировых социально-политических тенденций в борьбы женщин за равные с мужчинами права, и украинские горожанки поддерживали ее всеми средствами на глубину своего кошелька (качественные ткани и обувь всегда стоили не дешево) и фантазии.

Начало столетия украинские барышни встретили еще в длинных платьях и юбках, неудобных корсетах, с обувью на устойчивом невысоком каблучке (дань тысячелетним патриархальным традициям), хотя уже тогда тотальная мода на сецессию давалась о себе знать в изысканности каждой детали гардероба, пастельных тонах нарядов, нежным растительным орнаментом, пышными шляпами с большими полями… как ответ на социальную роль женщины — спутницы и украшения мужчины, хранительницы домашнего очаг. Хотя уже тогда появляются первые признаки надвигающихся неумолимых изменений гражданских догм посредством появления исключительно женских кружков досуга по интересам (рукоделие, живопись , литература), выхода в свет двух женщин без сопровождения мужчины…

Пройдет всего десятилетие, и самые прогрессивные украинские модницы сбросят столетние корсетные цепи, чем вызовут немалое возмущение и осуждение патриархальной части общества. Платья станут немного короче (чтобы была видна стройная ножка в изящном сапожке по щиколотку на удобном каблуке), а их силуэт из обтягивающе-приталенного сменится на свободный с легкой драпировкой, в котором женское стать лишь угадывается. Цвета становятся более смелыми и определенными, чтобы подчеркнуть свою устойчивую социальную позицию, в которой дама превращается в хозяйку собственной судьбы, не редко работающую, самодостаточную, независимую, но все еще несколько ограниченную в распоряжении собой в обществе.

Два десятилетия подготовки социального мнения, и в 1920-х украинская городская мода вместе со всем миром делает тот значительный шаг, который абсолютно нивелирует вековые устои – корсеты, как необходимый атрибут гардероба, навсегда канут в небытие, оставшись лишь маленькой деталью сексуальной белья, а длинна платья подпрыгнет сразу «до колена» с абсолютно прямым подростковым силуэтом, разнообразить аскетизм которого будут призваны бисер, вышивка и пайетки каждого его сантиметра. Но маленькое черное платье от Шанель останется верхом изысканности на все времена. Стриженные головки барышень увенчают либо шляпки с маленькими полями и минимумом украшений, либо ленты с перьями и брошами, которые не дадут своенравному ветру испортить тщательно уложенные каре с завитками на щечках. Свободный силуэт женской одежды – отражение окончательного освобождения женщины от искусственно созданных поколениями патриархального уклада ролевых рамок. В мире женщины получают равные с мужчинами права на свободное без ограничений проведение досуга по личному желанию.

Последний шаг в визуальном уравнении с мужчинами делает женская мода в 1930-х, когда наследуя Грете Гарбо барышни надевают брюки. Но вместе с тем в моду входят обувь на высоком тонком каблуке для визуального удлинения силуэта, как главной концепции того времени. При хранении наружной простоты линий кроя большое внимание уделяется общему эфимерно-загадочному восприятию женского образа, чему способствуют кроении по косой длинные обволакивающие платья и украшения в виде единой длинной жемчужной нити. Вся визуальная концентрация внимания на лице, для чего широко используются помада ярких тонов, тонко очерченная линия бровей, значительно подчеркнутые ресницами глубина глаз на выбеленном лице и прически-шедевры высветленных волос, как восстановление женщинами своих гендерных прав на более комфортно-лояльных условиях.

В следствии Второй мировой, когда подавляющая часть мужчин покинула свои дома, а дамы были вынуждены их заменить в сверхсложных условиях экономического кризиса, женская мода становится симбиозом стилей — барышни носят брючные костюмы с широкими плечами и зауженной талией, в ход идут даже мужские шляпы. Сразу после войны и серой обыденности ею навязанной часть украинских модниц примеряет на себя подчеркнуто-женственные платья с юбками-сонцеклеш или пышнособранными из дешевого имеющегося в магазинах ситца, поддевая накрахмаленную нижнюю юбку для пышности. Причем, не смотря на «рекомендованную» оккупационной советской властью «серость» украинки умудряются копировать подсмотренные в трофейных фильмах фасоны.

Поставленная Диором в 1950-ом точка в прошлом отказом от последнего канонического атрибута, шляпка, открывает новую эру всемирной моды без ограничений. Хотя украинским барышням приходится «доставать» качественные ткани и шить свои платья исключительно у мастериц по европейским лекалам, чтобы шагать вместе со всем миром красоты вопреки запретам и ограничения советских оккупационных ортодоксов от власти (своеобразная форма протеста) — оттуда мини-юбки и пальто-трапеции 1960-х, брюки-кльош та этномода 1970-х, геометрические формы, максимум агресивной косметики та пишные прически — 80-х.

Рассвет украинской независимости вылился в засилье дешевых синтетических ярко-блестящих тканей, рождающих фантастические дизайны женской одежды 1990-х. Украина уверенно вливается в мировой тренд, пройдя за столетие долгий путь к самой себе.

09-12-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.