Пожелтевшие страницы истории редко хранят в своей памяти женские имена защитниц родной земли. Благодеятельнец и меценаток, мучениц и святых – да, но не женщин-воинов. Редкие случаи — скорее исключение из правила при сформированном веками образе слабой, нежной, чувствительной и хрупкой, с которым мало ассоциировалось тяжелые латы, длинный меч и отчаянная храбрость. История Бучачского замка в этом контексте относится именно к тем самым исключениям.
Согласно легендам, видимо, сами женские духи свободолюбивой, гордой и непокорной Галичской земли решили показать всю мощь своей силы в год 1614-ом году от Рождества Христова, когда во время конфликта между Яном Энджи Радзивилом и Станиславом Гольским оборона, и надо сказать успешная, Бучачской твердыни была в руках Зофьи Стадницкой-Гольской (долг Станислава, являвшегося мужем племянницы Зофьи в 90 тысяч злотых). Правда свой город над Стрыпой от захвата ей все же уберечь не удалось, виной чему был банальный подкуп и предательство.
Согласно же другим преданиям спустя чуть более полстолетия (1672 год) теперь уже перед лицом овеянного ужасом многотысячного османского войска, подступившего под самые крепостные стены во время очередной польско-турецкой войны, оборону Бучачского замка в отсутствие супруга взяла в свои хрупкие руки Тереза Потоцкая, с достоинством ответив отказом на предложение положить ключи от города к ногам Магомета XIV. Сочтя ниже своего достоинства воевать с представительницей слабого пола пораженный смелостью отчаянной женщины (количество атакующих в десятки раз превосходило число обороняющихся) султан приказал снять осаду.
Однако восточные земли Польского королевства это не спасло — 18 октября того же года здесь под «Золотой липой» были подписаны унизительные для поляков условия мирного договора, согласно которого, помимо прочего, Стрыпа стала линией размежевания конфликтующих сторон, а сам Бучач был разделен пополам.
Имели ли эти события место быть или являются лишь плодом буйной фантазии, приукрашенным многочисленными поколений предков, сейчас сказать наверняка не представляется возможным. Но даже сам факт существования легенд о средневековых галичских женщина-воительницах служит доказательством свободолюбивой силы, непокорного мужества и лихой отваги украинского народа, не взирая на пол, перед лицом любого врага, пришедшего на родную землю с мечем.