Украинский народный календарь. Март

У него так много официальных и неофициальных званий и регалий со словом «первый», что и не счесть… первый месяц украинского года, первый сын-месяц Матери-Весны, первый вестник тепла , перелетных птиц, полевых работ… Не зря ведь согласно древним верованиям именно в марте на просторах райского края Ора зародилась из огненного Яйца-райца вселенная с ее Деревом жизни и прародителями всего сущего, богом-творцом Ладо и его супругой, богиней-хранительницей Ладой, что породили первого человека.

Март с легким первым юношеским пушком на щеках — паренек хоть куда, и сам везде успевает, и другим братьям-месяцам работы на год вперед задает. Именно поэтому его тотемные деревья-обереги (первая декада — ива, вторая — липа, третья — дуб) — один из самых почитаемых в украинской культуре. За долгие тысячелетия у него появилось немало народных прозвищ: Березоль, Сухой, Зимобор, Крапельник, Марец, Протальник, Свистун, Весновей, Новичок, Красовик, Первенец…

И хотя обычно погода Весновея заметно теплеет, но морозы довольно часто наведуються на украинскую землю, особенно ночью («в марец еще мерзнет старец»), иногда со шквальными ветрами и надоедливыми мелкими дождями вперемешку с крупой и мокрым снегом — то, говорили в народе: «Кто-то Март разгневал». Хотя обычно он сердится вовсе не на людей, а на своего младшего брата-Апреля, которому достанутся все его лавры по пробуждению природы от зимнего летаргического сна, ведь в день весеннего равноденствия за руку на землю бога солнца Ярила с его Лелеей приводит именно он («в марте и без пуговиц кожух теплый»).

Вместе с ними на землю приходят жизнь и как ее наивысшее проявление — любовь, которой все мартовские капризы и выходки не страшны, потому как жаркий огонь сердец топит лед равнодушного забытья, чтобы родить чудо новой жизни, как солнечные лучи и вешние воды пробуждают природу во всех ее проявлениях и ипостасях («Март зиму ломает, хоть октябрю он сват, потому что семь женщин меняет: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет»).

Вместе с тем снег Весновия в украинской культуре издревле считался целебно-магическим, им обтирались «на здоровье», его топили, чтобы поить детей «на быстрый рост», больным для выздоровления, скоту как предохранение от всех проблем. На нем гадали на урожай и погоду, ведь по легендам именно в начале славянского года, среди последних снегов рождались хухи — добрые духи природы.

А еще говорят, что только в марте рождается ярчук — первый щенок в третьем поколении (по другой версии — в девятом) от первых у своих матерей сук (все прочие щенки того помета должны быть уничтожены). Их сажают в яму на год под осиновую борону, один из зубьев которой смазан воском (чтобы ведьма сосчитать не могла). Через год из того альфа-щенка произрастает ярчук — охотник на ведьм. Существует также версия, что ярчуками являються все рожденные в начале марта первенцы петухи и псы, наличие которых во дворе — залог, что ведьма не пересечет межи хозяйственного подворья и не будет сдаивать коров.

Из мартовских примет украинский фольклор хранит: как в марте пашут, а апрель студеный, май будет красный, теплый и зеленый; рано март весну запрягает, устойчивого тепла еще долго не будет; лег снег – до беды в саду; колокола отлитые в марте будут иметь малиновый звон, как и медовуха сваренная в этом месяце; сухой март, теплый апрель, мокрый май – будет хлеба урожай; сухой марец, мокрый май — будет рожь, как гай; мартовский гром к урожаю озимки.

03-03-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.