Она приходит через небесные врата из Рая, чтобы пробудить от зимнего летаргического сна на украинской земле все живое и не живое. Скованная долгими месяцами холодов природа уже с Василия начинает обратный отсчет до вожделенного тепла и грядущему с ним возрождению, в каждом солнечном луче, в каждой капле оттепели пытаясь разглядеть приближение весенней поры.
В древних украинских верованиях Весна отождествлялась с прекрасной царицей Лелеей, непременной спутницей бога солнца Ярила, которые парой приходили на землю, и вместе возвращались в теплые края осенью. Их образы были настолько тесно переплетены, что весну еще звали Яром («Яр (весна) – наш отец и мать, кто не посеет, не будет собирать»). Они – покровители любви и продолжения рода во всех их природных ипостасях.
По народными верованиями весна (она же у славян Зимцерла) предстает в виде чистой нежной хрупкой румяной девушки с распущенными косами одетой в белое легкое платье с плетеным розово-золотым пояском, на голове у нее веночек красной руты, а в руках — белая лилия, одним своим поцелуем она заставляет расцветать деревья, колоситься травы и воспламеняться сердца. Любимыми ее детищами являются птицы, а из них особо она благоволит к ласточкам, которые вместе со святым Юрием золотым ключом отваряют землю теплу («Ласточка весну начинает, а соловушка – заканчивает»).
Однако для того, чтобы нежная Лелея со своим Ярилкой могла свободно шагать по украинским просторам, поединок с зимой еще должна выиграть покровительница Весны, всемогущая богиня Жива, которая силой своих чар разжигает небесный костер, что топит снега-льды и истощает зимние черные силы небытия. С Явдохи поражение лютых морозов становится неизбежным, а поступь тепла – уверенной и непреодолимой. Тогда-то матушка-Живая отдает землю на попечение Ярила и Лелеи, чтобы снова вернуться в мае повивальной бабкой первых плодов любви веселых молодоженов; потому-то традиционное украинское свадебное пожелание звучит как: «Будь здоров, как рыба, хорош, как вода, весел, как весна, а богат, как Земля свята!».
Библейская весна — это земля после Великого потопа, недаром есть некоторые ученые видят происхождение самого слова от имени индийского бога Вишну, покровителя вешних вод, оттуда же происходит трансформированное понятие Выру (Виру), как расположенного далеко на юге рая, где живут души предков-праведников и властвует вечное тепло. Причем в христианстве эти библейские верования трансформировались в попечительство над весной святого Юрия (Ирия, Ключника), чья победа над драконом якобы в том числе символизировала победу тепла солнца над холодом тьмы.
Причем с древнейших времен отсчет украинского Нового года велся именно с начала весны 1 марта, и сейчас во многих местах считается «утром» нового хозяйственного сезона («Весной день год кормит», «Весна ленивого не любит», «Проспишь весной, заплачешь зимой»), хотя ранее она была всего лишь мостиком между зимой и летом (осени и весны, как отдельных сезонов в украинском мире не существовало); позднее ее пышно праздновали с веселыми народными гуляньями, плясками, песнями и ритуальными играми. В украинском фольклоре существует даже целый отдельный раздел соответствующих песен называемых «веснянками».
Из весенних широко употребляемых весенних примет и поверий: ребенка намочить под первым весенним дождем — будет здоровым и быстро пойдт в рост, после первого весеннего грома морозов уже не будет, услышать первое кукования кукушки после зимы — к деньгам (сколько раз прокует — столько лет будет жить услышавший), весной снег тает от солнца – к урожаю, от дождя – к засухе, весной много паутины – лето будет жарким, грач на гнездо – весна на поля, дикие утки вернулись откормленные – к холодам, множество майских жуков весной – до обильных поросят.