Управление Буковинской железной дороги в Черновцах

История

Бывшее Управление Буковинской железной дороги в Черновцах
Управление Буковинской железной дороги в Черновцах

Две железные полосы, пролегшие от восхода солнца до его заката, стали в XIX веке тем символом, который наглядно олицетворял безудержный шаг научно-технического прогресса по европейским просторами. В каждом городке строительству железнодорожной станции радовались, как явлению миссии, ибо поезда на станциях прибытия – эта перспектива больших капиталовложений, а вместе с ними новые рабочие места, конкурентные зарплаты и высоким уровнем благосостояния общества.

Фактически львовско-черновицкий отрезок пути был обязан своим появлением австрийскому предпринимателю Виктору Оффенгайму (1820 – 1886), который вопреки мнению большинства фактически самостоятельно реализовал этот проект от юридического оформления Общества «Львовско-Черновицкой железной дороги» и привлечения английских инвесторов до торжественного запуска первого поезда этой ветки 1 сентября 1866 года. Однако достойная реализация столь масштабного проекта не была бы возможна без инженерного гения Эммануила Циффера Эдлера фон Тешенбрука (1833 – 1913), который в свои двадцать пять возглавил строительство веток Львов — Франковск и Львов — Черновцы общей протяженностью 267 километров.

Блестящая реализация стадии строительства решением гендиректора, барона Оффенгайма, превратила тридцати трехлетнего инженера в директора эксплуатации и развития с огромной по тем временам зарплатой, которая в будущем станет финансовым фундаментом собственной компании Эммануила Циффера, которую он откроет в июле 1883-го как акционерное общество «Буковинская местная железная дорога».

Древнеегипетский символ Солнца (диск с крыльями Амон-Ра) на фасаде Черновицкого центра "Родина"
Древнеегипетский символ Солнца (диск с крыльями Амон-Ра)

С момента основания новая фирма существовала в арендованных помещениях первого Черновицкого железнодорожного вокзала на Капелланской, но уже через три года спустя опытному архитектору австрийских железнодорожных сооружений, Гансу Гранихштадтену (1876—1927), была поручена разработка проекта собственного здания управления Буковинской железной дороги.

Амбициозный проект четырехэтажного на высоком цоколе сооружения в стиле изящной венской сецессии стоил не дешево, поэтому при ограниченности собственных ресурсов Эммануила Циффера строительство на границе бывшего местного христианского кладбища и соседнего холма (на месте последнего в 1905-ом появится черновицкий театр) отложилось на многие годы и было закончено лишь в 1908-ом, а работы по внутреннему устройству продолжались еще не несколько.

Первая мировая война 1914—1918 годов и румынская оккупация Буковины периода интербеллума на удивление ничего не изменили в жизни здания за городским театром: те же функции, те же владельцы.., что в большинстве своем было обеспечено представителями британских бизнес-элит в составе акционеров общества. «Буковинские местные железные дороги» официально продолжали свою деятельность вплоть до 1940-го.

Боковые крылья бывшей Управы Буковинской местной железной дороги в Черновцах
Боковые крылья Управы Буковинской местной железной дороги

По итогам развязанной Москвой и Берлином Второй мировой войны по молчаливому согласию мира Украина оказалась под советской оккупацией, а все частное, государственное и коммерческое имущество ее граждан кремлевский режим объявил своей собственностью — так для здания №1 по Гете (улица ни разу не была переименована) начался поиск нового применения.

После нескольких неудачных попыток, в 1974 году роскошное здание бывшей железнодорожной управы наконец-то нашло своих постных хозяев, когда сюда перевели классы основанной двумя десятилетиями ранее Черновицкой специальной школы №2 для слабослышащих детей, которая с возвращением Украиной своей независимости сначала превратился в школу-интернат, а сейчас – стала Черновицким областным учебно-реабилитационным центром «Родина». Причем сама постройка уже получила официальный статус памятника архитектуры.

Архитектура

Маскарон центрального ризалита здания по черновицкой Гете 1
Маскарон центрального ризалита

Масштабное четырехэтажное п-образное с просторным внутренним двором-курдонером, центральным и дворовым ризалитами симметричное кирпичное оштукатуренное сооружение (южное крыло имеет более позднюю пристройку), возвышающееся на цоколе через дорогу от театра и занимающее целый квартал между современными улицами Лысенка и Шиллера является одним из самобытных представителей модного в начале ХХ века стиля венской сецессии административного образца.

Сложный многоэлементный фасадный декор состоит в цоколе из коробовых решетчатых окошек в архивольтах с акцентированным замковым камнем и табличками во главе, французского руста стен и лопаток, жемчужного орнамента верхней части наличников прямоугольных окон, , неширокого фриза и профилированного лобового карниза большого выноса (в центральном ризалите – на модильонах).

Отдельной прелести зданию добавляют изысканные лепные элементы растительного орнамента, маскароны, символа Солнца (диск с крыльями Амон-Ра), стилизованные розетки-венки, ленты и наличники-рушники. Портал центрального входа подчеркнут ризалитом с канелированными пилястрами, массивным балконом на консолях за глухим парапетом с венками, большими маскаронами и развернутым декоративным фронтоном, запечатлевшим дату начала строительства римскими MCMVIII (1908).

Внутренний двор здания управления Буковинской железной дороги
Внутренний двор управы Буковинской железной дороги

Трехэтажные фасады внутреннего двора уступают внешним в пышности декора (французский руст, трехуровневые пилястры с триглифами в капителе, наличники, таблички, ряд слуховых окон, большая пологая оконная арка в архивольте на импостах с акцентированным замковым камнем ризалита), но изящные торцевые фронтоны с барочными закрутками и арочным окошком визуально придают боковым крыльям сходство с романскими замковыми башнями.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, ул. Гете 1/ Лысенка 13 / Шиллера 4.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы) до объездной. В городе: ул. Руська – ул. Главная – ул. Университетская – ул. Степана Бандеры – Театральная площадь – ул. Николая Лысенко, вдоль которой расположен северный фасад бывшего Управления Буковинской железной дороги.

Общественным транспортом в Черновцы, а затем городской – до Театральной площади. Напротив западного фасада театрального здания размещается учебно-реабилитационный центр «Родина».

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе