Украинский праздник любви. На Юрия или Ярила Вишнего

Бог солнца и горячей любви, который приходит на украинскую землю вместе с настоящим теплом и первыми цветами. Он кружит голову запахом свежих трав, веселым пением птиц, теплом солнечных лучей, ощущением, что холода уже прошли и не вернутся в обозримом будущем. Именно поэтому считается, что на весеннего Юрия 23 апреля (древние названия Джуджревчик, Джурилин, Ярила Вишнего) парни могут выбрать себе лучшую спутницу жизни, ведь сам Ярило благословляет пары в этот день. Хотя в праславянские времена считалось, что небесное благословение (его еще звали «Яриловими гуляньями») будет продлиться аж до Купала.

Традиционно украинцы празднуют его на природе, где-то у рощи или реки под теплыми солнечными лучами с песнями, танцами и игрищами («Вишний на порог весну приволок»). Это своеобразное чествование солнца как главного будителя земли, создание ее зарода и рождение плода их любви. Народным воображением мифическое отождествление небесного светила, весенний Ярило, органически вплетен в реалии бытия, как молодой статный красавец сам белый, одетый в белое, на белом коне, со свитой в три белых волка, влюбляющий в себя все живое и даже саму прекрасную богиню любви, молодости и красоты Лелю.

Вишнек знаменовал начало посевных работ и по древним верованиям закрывал «пасть волков, потому что зубы им Георгий дал», поэтому-то с 23 апреля в украинских селах начинался выпас скота «ибо ни одна нечистая не возьмет». При встрече с серым стоит лишь сказать: «И я — волк», – царь леса пойдет не зацепив ни человека, ни животины. Как покровитель зверя, Юр очень почитаем среди охотников, потому как только он решает какому зверю жить, а которому умереть. Говорят, на украинских просторах есть небольшая каста особых полу-людей полу-волков, которые на осеннего Юрия засыпают, а на весеннего – просыпаются.

В христианстве праславянского Ярила Вишнего перекрестили на Георгия-Победителя потому, как в год рождения Христа на этот день приходилось начало господства созвездия Тельца с его почитанием пресмыкающихся, я самому Юрию творцы новой религии приписали все качества украинского бога Солнца. Как чествование Победителя над змеем, этот день поминовения погибших в бою за свою землю Воинов. К тому же этот святой, рожденный под тельцом считался покровителем скота как домашнего так и дикого («Георгий коров, овец и лошадей защищает, ни одна ведьма их не возьмет»).

Из древних магических обрядов на Юрий-громовержец («Гур-гур, расступись, народ, едет святой Юр») — качание на рассвете по росе на зеленой ржи, придающей душе и телу жизненные силы, здоровье, красоту и плодородие, кропление полей, первая вспашка, первый рядок яровых, первый выгон скота… имеют каждый свой обрядовый протокол согласно чествованию матери-Земли под покровительством богини Вселенной Лады и дочери ее Лели («Юрий полем ходит, хлеб-рожь родит»).

Вечером 23-его апреля украинцы обильно жгут огни на берегах водоемов (так называемые «огони святого Юра»), словно задерживая солнечный свет и тепло на земле. Эти паления костров должны были помочь Ярилу задержаться на земле для продолжения родового цикла и уничтожить скрывавшуюся в темноте нечистую силу.

По украинским народным приметам: Георгий – с теплом и росой, а Николай с травой; как на Юрия весна, так на Илью – осень; как на Юрка большой мороз, так будут просо и овес; в Украине два Григория – как первый холодный, так второй – голодный; как на Юрия кукушку на голое дерево — на голодное лето, как на лист — к урожаю; Юр с водой, Николай с травой; ветра на Ярило мокрое лето приблизили; как на Георку роса — не надо коням овса или на Юрка коню сена кинь, да и вилла закинь.

23-04-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.