Мало кто из украинских диких или домашних птиц может поспорить с петухом за лидерство в украинских народных поверьях, легендах и преданиях. Он – царь двора и хозяин всей домашней животины, несмотря на то, что она превышает его по габаритам временами в десятки раз, потому что дважды рожденный (один раз в яйце, другой из яйца) он – властелин двух миров. Красавец-петух с красной короной на голове, казацкими серьгами в обоих ушах и золотыми шпорами на ногах, ну кто сможет бросить ему вызов?
В народном представлении петух символизирует рождение нового дня, жар солнца и тьму небытия, а еще огонь, воинственность и силу, то есть – саму жизнь от начала до последнего вздоха. Именно поэтому в украинских селах резать хозяина двора (главный оберег благосостояния и мира дома) почиталось за большой грех и приравнивалось к призыву зла, нищеты и смерти в дом.
Первый крик почакуна или царика, который как говорят в народе «пищить еще в яйце», предвещает рассвет нового дня, пробуждение жизни и начало нового цикла, а также утрату нечистю своей ночной силы. Согласно многочисленных легенд в борьбе со злом все чары ведьм, чертей и других сил тьмы исчезают, как роса на солнце, после третьего крика петуха, поэтому в народных сказках и преданиях герои добра в своей извечной борьбе должны продержаться ровно до этого момента, чтобы победить.
Вообще царь двора в украинском эпосе – это главное отождествление воинственной силы, мужества, гордости, свободы и решимости защищать свое. Именно поэтому чумаки в свой долгий, непредсказуемый и полный сложных испытаний путь брали с петуха в качестве надежного оберега от беды природной или человеческой.
Как отождествление мужской силы и зарождения новой жизни (недаром его называли еще «будомир» или «будисвет») он считался одним из главных свадебных подарков, который первым запускали в дом перед входом молодых, чтобы в их жизни всегда царили достаток, плодородие и согласие («без петуха дом глух»). Поэтому в украинской национальной вышивке (на рушниках, одежде малышей, занавесках), резьбе (на крышах, калитках, воротах), росписи сундуков и живописи так много изображений петуха-защитника.
К тому же царь домашней живности издавна считается символом огня во всех его проявлениях, в то время как его изображение – своеобразный оберег от пожаров и молний.
А еще среди украинских народных примет достаточно много связанных с петухом: гостей стоит ждать со стороны, куда поет петух после обхода дома кругом, также к визитерам его пение в углу или пороге дома («если дорогой гость, пусть тебе будет золотой хвост, а если плохой гость, то пусть отпадет и тот хвост»); если петух громко поет – к хорошей погоде, вот только не у окна, потому как это – к беде или неожиданной смерти кого-то из близких родичей; если петуха вовсе нет – во дворе обязательно поселится нечистый и будет пугать да мучать детей (чтобы это предотвратить нужно искупать малышей в воде, в который купался петух); если главная птица двора потеряла хвост – то ведьмы повыдергивали, чтобы она стал уязвимой к их чарам и не смогла сопротивляться силам зла (вся добрая магическая сосредоточена в роскошных перьях хвоста, без него повелитель двора слабее курицы).
При этом главный оберег семьи не должен быть черного цвета, потому что это предвещает ссоры и несогласие между супругами, а ему ему исполнится семь лет, то по легенде он снесет яйцо с огненным змеем. Черные магические ритуалы так же предусматривали подбрасывание или дарование черной птицы семье для вызывания раздора и распрей. В качестве связного с потусторонним миром наши предки доверяли петуху отпевать покойника (клали в курятник) и говорили «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер – не отпели».