Обычное украинское село на Сумщине послевоенного образца. Обычная учительская семья Ющенко. Отец Андрей Андреевич – фронтовик, узник немецких концлагерей под наблюдением московских карателей из КГБ за сотрудничество с украинскими националистами, которому точно было не до заучивания украинских песен, поэтому до конца жизни в застольях он всегда пел лишь единственную известную ему «Розпрягайте, хлопці, коні». Ну, кем еще мог вырасти его сын, как не настоящим украинцем?
Хоружевское детство Виктора ничем не отличалось от сотен тысяч других детей от Сяна до Дона: дом с бесконечными хозяйственными заботами, школа, компания сверстников, любимые книги о захватывающих путешествиях… Именно последние породили мечты об археологической карьере, чтобы своими глазами увидеть остров Пасхи, затерянные в джунглях Амазонки племена, прочитать не известные иероглифы египетских пирамид… но все те мечты вдребезги разбились о прагматизм матери: «Будешь бухгалтером!».
Как послушный сын, он не мог пойти против воли Варвары Тимофеевны, поэтому в 1970 году поступил в Тернопольский финансово-экономический, а чтобы заработать на первый собственный костюм из ателье — летний студенческий строительный отряд в далеком казахстанском Кустанае. Далее: диплом 1975 года, первая работа по профессии в колхозе франковского села Яворов, через год должность экономиста в Ульяновском отделении Госбанка СССР на Сумщине, первый гражданский брак с младшей его на пять лет учительницей украинского языка местной школы, Светланой Колесник, и первенец, дочь Виталина.
Чтобы прожить во времена московской оккупации Украины образца 1980-х семье банкира, нужно было кроме работы иметь еще и домашнее хозяйство с обязательными огородами и выпасом коров, а для покупки вожделенной книги — собрать и сдать десятки килограммов макулатуры и месяцами ежедневно ходить отмечаться в надежде ее приобрести — ужасная советская реальность, которую трудно понять современникам, Московия всегда старалась превратить покоренные народы в рабов.
Однако мириться с таким положением вещей Виктор Андреевич не желал, поэтому даже прошел вместе с Петром Михеевым собеседование для обучения на спецфакультете в Москве, но по пути домой оба решили, что деньги — того не стоят; обоє отказались (Ющенко «по состоянию здоровья»). А в 1985-м он занимает должность в отделе кредитования и финансирования сельского хозяйства Госбанка, а через два года – перешел в Агропромбанк.
Неизбежное падение очередного московского режима в 1991-м стало первой ступенькой для Украины на пути избавления от столетних оков, а для этого все государственные институты страны должны были сформированы наново. Не был исключением и Национальный банк, главой которого Виктор Ющенко был назначен в самый тяжелый период экономического кризиса первых лет независимости. Изысканные залы и коридоры главного финансового учреждения Украины встретили своего нового руководителя в январе 1993 года интерьером осадной крепости – все было завалено тысячами серых мешков с не проведенными платежками.
Кроме внедрения вместе с Анатолием Савченко в октябре 1993-го передовой государственной системы электронных платежей (на тот момент не имели даже некоторые самые развитые страны мира), он два года спустя стал основателем украинского Банкното-монетного двора (который на сейчас является одним из трех лучших в мире), успешно ввел за две недели в обращение гривну в сентябре 1996-го, удачно провел финансовую систему страны сквозь кризис 1998 года, в ходе которой национальная валюта Украины потеряла лишь треть своей стоимости (в то время как Московия пережила дефолт, а ее рубль обесценился в три с половиной раза), хотя за отказ от дополнительной эмиссии в то время Ющенка ругали все от дворника до ведущих телеканалов.
В своей книге «Негосударственные тайны» (2014) Виктор Андреевич с юмором вспоминает, что об эмиссии его просила даже собственная мать «поскольку стыдно на село ходить» и вице-премьер Ландик: «У нас глава НБУ — человек, который все добрые дела сводит на нет! Лучше его выбросить из окна!», – но он остался непоколебимым профессионалом своего дела, не зря же годом ранее Ющенко был признан одним из пяти лучших банкиров мира по версии журнала «Global Finance», а его денежная реформа признана одной из самых успешных в Европе со времен окончания Второй мировой войны.
Затем будет премьерство 22 декабря 1999 года, которое его мать прокомментирует: «Ну зачем нам эта напасть!», выигрыш президентской гонки 2004-го, фальсификация выборов в пользу московского ставленника Януковича, Помаранчева революция, смелый прилет в Донецк, где самолету Ющенко сначала не давали посадку, пока топливо не достигло критического минимума, абсолютно пустой аэропорт с закрытыми воротами и толпа агрессивных силовиков с оружием по ту сторону забора… Но он не для того летел во враждебный украинский регион, чтобы капитулировать — подогнанный грузовик, и делегация с новоизбранным Третьим президентом Украины во главе прыгают через ворота туда, где их ждал автомобильный кортеж, к которому нужно было пройти сквозь многотысячный ненавидящий строй донбасских «мусоров» и «титушек».
И «дружеское» поздравление с президентством от Московии в виде отравления диоксином, который выходя через кожу многочисленными гнойными кистами (из-за чего Виктору Андреевичу за несколько лет совершили двадцать шесть операций под полным наркозом) навсегда обезобразил все его тело. Но именно это, как сказали врачи, его и спасло, в противном случае он умер бы от интоксикации организма, как и планировал Кремль. Ющенко выжил, чтобы стать первым в новейшей истории Украины президентом, внедрявшим действительно национально-демократический курс Украины.