В эпоху Киевской Руси Новый год наступал на украинской земле 1 сентября вместе княжичем-солнцем, что приходит на рассвете младенцем и идет вечером старым дедом, которого пришлое христианство перекрестило на Семена-Столпника или Симеона-Стовиника (прозвище полученное именно за веху (столб) отсчитывающую полный годовой цикл). Церковь и сейчас считает его началом года по греческо-византийскому стилю.
В украинском Позднем Средневековье те давние славянские традиции были официально закреплены календарно указом митрополита Феогностия вместе с установлением официального празднования Нового 1342 года и действовали вплоть до 1699-ого. Ярким напоминанием о том является праздник школьного Первого звонка и отсчет школьного года именно от 1 сентября.
Новый год означал старт очередного круга бытия, который в Украине хозяева дома отмечали ритуалом гашением старого и разжиганием нового огня в домашнем очаге, так называемый «Посвет» (Свадьба или Женение комина, свечи, коганца). Так как празднование Посвета был всеобщим, то еще с зари в селе начиналась веселая суета, устраивали братчину — мужчины варили пиво, а женщины готовили стол и зеленые ветви со свечами, украшенные фруктами, орехами, цветами, лентами для будущей торжественной транспортировки живого огня.
К вечеру в заранее оговоренном доме проводили обряд «Женение комина»: дымоход (кагла) украшали лентами-цветами, пели ему хвалебные оды с просьбой «посветить долгими темными холодными ночами», «сваты» добывали с помощью огнива или трения сухих палочек одна об одну новый «живой» огонь, который потом разбирали домов свечой на той украшенной хозяйкой ветви или скипой все присутствующие, чтобы поддерживать его днем и ночью все последующие холодные месяцы вплоть до Пасхи в пичурке, ведь угасший он предвещал смерть кого-то из членов семьи.
В старые украинские времена на Семена проходил праздник ритуальных пострижин мальчиков (оставляли только челку, символ лучик солнца на земле) и первую посадку их на коня, что социально переводило мальчика в статус мужчины-воина, как беззаботное весна-лето малышей (от Гарасима Грачевника) переходит в осень взросления-учебы и ответственности за будущее (с Семена Летопроводца). В его честь в этот день в чисто убранном доме обязательно зажигали свечу от нового «живого огня» и поднимали рюмку за новый «Посвет».
Днем после традиционно-обязательных обрядовых действ молодежь проводила в качестве развлечения шутливый ритуал погребения насекомых (ведь 1 сентября также считался день матери Летопроводца, Марфы, покровительницы насекомых): представительницы прекрасной половины сооружали им настоящие гробы из редьки или свеклы и устраивали целое представление. А вечером на околице села в хорошую погоду иль в арендованном доме в непогоду парни и девушки собирались вместе на первые предвечерницы, которые служили своеобразной подготовкой-репетицией к официальному открытию сезона заигрываний-парования (праздновалось через две недели, на праздник Рая).
В древности считалось, что осенняя «Воробьиная ночь» со шквальным ветром и мощным ливнем приходится именно на Столбника, когда черт насыпает их себе полные четверти, лишь чуб-излишек смахнув на землю, чтобы дальше плодились. Хотя по другим верованиям — он приводит с собой Бабье лето вместе с разрешением на прядение и хозяйственные доработки, в благодарность за что хозяева воробьям сыпали конопляные семена (у кого не было — просо, пшено, пшеницу).
Из народных примет и поговорок на 1 сентября: пришел Семен кожуха на плечи одень; Столбник приедет, черт воробьев с собой в ад заберет; пришел Посвет, задвижинам привет; тепло на Семена – будет тепло и после Семена; Марфа грязная – будет осень дождливая; на Семеона черт воробье меркой меряет; от Просвещения до Гурия – сватовство и свадьбы; Летопроводец и мух, и блох, и тараканов провожает.