Железнодорожный лимузин. Люкс Торпедо

Самый комфортабельный и быстроходный поезд своего времени, рекорд которого недостижим для Укрзализныци и сейчас, хоть за сто лет человечество сделало поистине огромный шаг вперед на пути научно-технического прогресса. Однако самый быстрый поезд Львов — Коломыя до сих пор преодолевает это расстояние в лучшем случае за 3 часа 22 минуты , в то время как столетие назад Люкс Торпедо – всего за 2 часа 10 минут.

Этот рельсовый лимузин, а если с технической точки зрения — то автомотриса (железнодорожный вагон с собственным двигателем внутреннего сгорания, которыми сейчас являются рельсовые автобусы), был изобретен и запущен в серию на австрийском заводе Austro Daimler Puch в 1933 году. Превосходные во всех аспектах характеристики этого супер скоростного роскошного транспорта, способного преодолевать сверхбольшие расстояния за минимальный промежуток времени, в скором времени заставили обратить на себя внимание властей Польской республики.

Один приобретенный на пробу Люкс Торпедо так понравился польским чиновникам, что вскоре было решено начать лицензированную сборку модернизированных и оптимизированных под собственные нужды (дополненный более мощными дизельными двигателями, расположенными под капотом каждой из двух кабин машинистов, замыкавших концах вагона) пяти мотрис у себя на заводе Fablok. В серию они пошли уже три года спустя, курсируя как внутри страны, так и на подконтрольных Польше в период интербеллума украинских территориях на маршрутах: Львов — Дрогобыч — Борислав, Львов — Станислав — Коломыя, Львов — Золочив — Тернополь и Тернополь — Чертков — Залищики.

Но за все в этой жизни нужно платить, тем более за такие бесценные ресурсы, как время и удобство — роскошный 52-местный вагон, летевший сквозь пространство и время с головокружительной скоростью до 120 км/час, два машиниста на каждом конце вагона для ускорения возможного маневрирования.., вот только стоимость билета на расстояние в триста километров в один конец равнялась сорока процентам среднемесячной зарплаты по стране.

Вторая мировая не долго позволила пользоваться роскошью Люкс Торпедо относительно рядовым гражданам — два уцелевших на Краковском вокзале вагоны были задействованы для перевозки верхушки Третьего рейха по территории оккупированных Польши и Украины. В послевоенные же годы возвращенные Польше автомотрисы находились в столь плачевном состоянии, что их использование в качестве люксового транспорта стало практически невозможным. Потому одну из них приспособили для доставки шахтеров к рабочим местам, а вторая же выступала всего-навсего донором запчастей для нее.

Но обе Люкс Торпедо уже к началу 1950-х полностью исчерпали свой ресурс, поэтому было принято решение о сдаче их на металлолом — так уникальный железнодорожный лимузин (его некоторые скоростные рекорды перевозок не побиты и доныне) превратилась в красивую легенду, все материальное подтверждение существования которой осталось лишь на старых одиночных черно-белых фотографиях и отрывках кинохроник Третьего Рейха.

09-12-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.