Непосредственно таинство крещения – это прерогатива церкви, как земного связного с Небесным царствием, ведь нюансы церковных традиций и молитв религиозные деятели знают до тонкостей. А вот советы по подготовке к таинству и традициям чествования от священнослужителей довольно скупы и не слишком изобилуют подробностями кроме как можно более раннего крещения (чтобы Бог принял ребенка под свою опеку), выбора хороших людей на крестных (в случае преждевременной смерти родителей они должны заменить их ребенку), их непременной принадлежности к православию с непременным появлением в храме с нательным крестом – вот пожалуй и все.
В народе же существует масса крестильных традиций и связанных с ним преданий. Так считается, что нельзя отказываться быть родителями во Кресте потому что это – отречение от Бога, но сама церковь это отрицает, основываясь на утверждении, что выбор для человека должно быть добровольным и сознательным, ведь это – большая ответственность перед Небом и перед людьми. А еще в народе бытует мнение, что второе тайное имя ребенка может защитить ее от злых сил и болезней, только стоит помнить о крестном имя в молитвах и церковных обрядах – имя, под которым человека знают в Царствии Небесном (поэтому церковь советует называть и крестить ребенка единственным православным именем).
К тому же в древности для обряда было достаточно одного кума (для мальчика) или одной кумы (для девочки), но с течением времени количество пар крестных родителей достигло семи, хотя церковь неоднократно предпринимала попытки борьбы с этой тенденцией (как известно у семи нянек дитя без глазу).
В качестве приготовления к обряду церковь называет двухдневный пост и изучение (в случае незнания) определенных молитв. Однако крестные родители должны позаботится о достойном проведении таинства: купить необходимые вещи и быть в праздничной одежде (украинские традиционные вышиванки, а для женщины обязательно юбка и платок). Непосредственно перед таинством в древности повитуха клала спеленатого ребенка на вывернутый шерстью вверх кожух на полу или столе (знак связи с семьей), а затем крестные родители поднимали символ зажиточности вместе с будущим крестником трижды вверх с искренними пожеланиями счастья, здоровья и богатства. Далее – само таинство в церкви.
По традиции кум должен дарить крестнику нательный крестик, который может быть из любого металла на цепочке или веревочке с объемным изображением распятого Иисуса (у католиков – еще и серебряную кружку для поливания в храме святой водой). Также по желанию после обряда он мог подарить ложечку так же из серебра, поскольку именно этот металл считается церковью святым из-за своих целебных свойств. После совершения обряда в католической церкви крестный отец, в зависимости от состояния, открывает счет на имя своего нового ребенка во Кресте или просто передает денежный подарок родителям.
Кума же дарит ребенку крестильные одежды и крестца (белая пеленка в которую окутывают новокрещенного после купания и которая должна храниться рядом всю жизнь). В дальнейшем именно на крестную возлагается роль обеспечения ребенка необходимыми вещами, поэтому на праздник она дарит практические необходимые кроме вышеупомянутых традиционные атрибуты – мешочек для волос крестника, жемчужный браслетик для девочки или бутоньерку из искусственных цветов для мальчика, которые одеваются во время обряда, а после праздника – снимаются и тщательно сохраняются до свадьбы крестного, когда они одеваются во второй раз в жизни.
После таинства крещения обычно родители ребенка накрывают гостеприимный стол для всех участников обряда. Его разнообразие и блюда зависят от состояния и фантазии семьи, хотя и гости не должны идти на праздник с пустыми руками – женщины приносят традиционные украинские блюда собственного приготовления (пироги, крученики, пончики), а мужчины – хлеб, который отдают роженице с пожеланиями исполнения желаний. Все принесенные блюда вместе с тщательно приготовленными хозяйкой подаются на стол (ранее это были борщ, пироги, вареники, блины, холодец, голубцы, узвар, кисель).
Главное блюдо стола, которое подается в конце застолья в горшке накрытом слойками или караваем с солью – ритуальная очень густая каша-запеканка, которая варится на молоке с добавлением масла и медовой воды. Горшок ставится на пеленку малыша рядом с пустой тарелкой, куда все гости кладут деньги «на коня», «на шаровары», «на учебу»… После того как все дары принесены, кум разбивает горшочек, и каша должна оставаться в форме разбитой посуды, что предсказывает прочность семьи и здоровье ребенка. Запеканку делят поровну между всеми гостями кроме вершков, который вместе с деньгами достаются матери.
Также существовала традиция дарения от повитухи каждому присутствующему на крещении букета цветов, за что она взамен получала какое-то заранее согласованное денежное вознаграждение. В благодарность за посещений праздника крещения по давней украинской традиции мать раздает гостям самовыпеченные калачи, которые вместе с цветами они забирают домой.