Три ипостаси одной священной сущности, щедрости души и всепрощения которой хватает на всех без исключения: детей и преступников, игрушечных мастеров и проституток, одиноких и путешественников, а также бондарей, моряков, купцов, рыбаков, языковедов, пивоваров, фармацевтов, лучников, ростовщиков… Древний праздник Велеса, за тысячелетие до появления христианства, праславяне праздновали на украинской земле 6 декабря, а пришлые адепты новой веры переименовали в честь своего святого Николая, состряпав ему красивую легенду в качестве основы.
Вот только украинцы, как и их потомки — традиционалисты до последней гены и мозга костей, поэтому, несмотря на все попытки церковников столетиями запрещать празднование схождения Велеса по солнечному лучу на землю в этот день с полным мешком подарков богатства, урожая, плодородия.., они и сейчас праздную, как это сделали многие-многие поколения его их предков.
В народе христианского святого, заменившего поста славянского Велеса (Деда Мороза дары приносящего) так и прозвали Николаем Зимним или Николаем Холодным, сохранив верования в щедрость его даров, которые в материальной плоскости превращались в разные вкусности и игрушки для детей. Традиционно, чтобы получить подарок ночью под подушку, малышам нужно было зазывать небесного посланника шутками-зазывалками перед тем целый день. Этот праздник также считался стартом подготовки к рождественское-новогодним праздникам, что для детей означало – разучивание колядок и щедривок на память, и чем больше, тем – лучше.
Святой Николай и сейчас считается первым после бога помощником земледельцев, потому что когда-то в древние времена научил украинцев земледельческому делу, сбросив с небес людям золотой плуг («Это Велес научил Праотцов наших пахать землю, и злаки сеять, и жать вина-венчание на полях страдных, и ставить Снопа к огнищу, и почитать его как Отца Божьего!»).
Но не только лишь приятные дары приносит в своих объятьях Дед Мороз людям, а и настоящую зиму с ее лютыми холодами (Варвара снегом постелите, Савву загладит вьюгой, а Николай морозом придавит!). Однако считается, что ругать за это на небесном владыку ни в коем случае нельзя, потому как от того они в наказание станут только сильнее («хвали зиму после Николая»).
Традиционно в Украине 6 декабря – не совсем праздничный в общем понимании этого смысла день, ибо какого-то особого запрета по видам деятельности украинцы не придерживались. Скорее он был выходной, когда каждый выполнял с утра свою обязательную повседневную работу, чтобы после обеда за бокалом только что сваренного пива (на Варвару замешивали, чтобы на Николая варить-пить, потому что это – обычай на котором «держится мир») отдохнуть в семейно-дружеском кругу под Первую кутью, традиционного карпа и обрядовых «николайчиков», «чтобы хлеб-рожай родили и фрукта была в изобилии!» А после обеда – на запряженных лучшими лошадьми «козырках» ездить вокруг села, «ведь надо знать, скользкий ли снег в этом году выпал!».
Особенно внимания на Велеса уделяли тому, кто первый войдет на порог дома (первый «полазник»), если хороший человек – быть доброму году и богатому урожаю, а нет – так на одни лишь убытки. Чтобы немного помочь судьбе, в более поздние времена на селе выбирали самого достойного мужчину, который в костюме Деда Мороза и с целой свитой ряженых ходил по домам и приветствовал хозяев и одаривал детей, предварительно перечислив все их добрые дела за минувший год.
Украинский эпос сохранил немало легенд-преданий, когда святой Велес берег путников в лесных ночевках от ярости дикого зверя, которому он -хозяин, да и не только ему, но и всему домашнему скоту. Поэтому в знак благодарности и почитания звериного покровителя в вечер его дня на холмах край села разжигали «живой огонь» в память о его брате, который должен был гореть по ночам весь пастуший сезон.