Праздник Живы. Соловьиная Пасха. Севачи

Когда весеннее тепло окончательно побеждает в поединке с небытием, чтобы хотя бы на полгода земля могла передохнуть от оков лютых холодов, на землю с небес спускается прекрасная богиня Жива, праматерь всего живого сущего на земле, владычица Рая; издавна в народе считали, что цветы — это ее нежные поцелуи, дождики — слезы радости, а солнце — игривая улыбка. Потому-то и встречали украинские предки ее схождение 2 мая с большим уважением.

Считается, что радостную весть о ее пришествии людям приносит сладкоголосый соловушка, оттого и называют еще этот день Соловьиным Пасхой. Существует поверье, что своим пением эта сакральная для каждого украинца птица отпевает души умерших, чтобы они даже грешными могли вернуться в Рай. А выводит он свои волшебные трели совсем недолго, лишь от своего праздника и пока ячмень не выбросит колос («появился колос, соловушка потерял голос»). Мешать ему ни в коем случае нельзя было, тем более поднимать руку на священного посланца небес.

В честь Живы до восхода солнца 2 мая на украинских просторах от Сяна до Дона в давние времена жгли костры на самом высоком в округе холмике (называемом Живцем), который должен был служить путеводным маяком прекрасной богине на ее пути с небес на землю. Девушки клали возле того пламени свежесорванные цветы и краюху хлеба в качестве жертвы. Считалось — кто встретит восход солнца на капище, тому праматерь отсыплет щедрой рукой долгие годы здоровья и счастья.

Днем же, после праздничного завтрака, народ собирался вместе — молодежь на улице проводила время в игрищах и песнопения, старшее поколение — во дворах или домах за посиделками до заката солнца; а некоторые – направлялись в лес или на берег реки, чтобы услышать первое кукование, ибо народная молва утверждала: кто искренне чтит великую Весну (чтобы заслужить особую благосклонность небесной царицы, девушки заплетали на березах веночки), тому она на Соловьиную Пасху обернувшись кукушкой предскажет будущее: сколько раз повторит человек первое ее кукование (по другой версии — сколько раз кукушка прокует), столько лет ему жить на земле.

А еще в этот день бездетные женщины наедине с матушкой-Природой, скрывшись подальше от чужих глаз, просили у Живы прощения за свои прошлые грехи и счастья материнства с легкими родами и здоровым младенцем. Мужчины же уважали богиню и поминали добрым словом за первую гроздь винограда, за первый ржаной колос, выращенные на украинской земле и подаренные ею людям. Недаром же изображали ее в виде женщины с колосьями иль гроздью винограда и цветком в руке да младенцем на голове.

Хотя пришлое христианство, чтобы затмить образ небесной покровительницы, переименовало праздник пришествия богини-Весны в честь своих святых Бориса и Глеба («Борис, за соху берись» или «Бориса и Глеба берись за хлеба»), на самом деле праздник Севачей отмечался на украинских просторах задолго до прихода на эту землю религии Христа. Ведь, согласно расшифрованным академиком Рыбаковым таинственным надписям кувшина, найденного в 1899 году близ киевских Ромашек, древнеславянский календарь отсчитывался именно с 2 мая, которое было великим праздником Первых всходов

02-05-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.