Хранители веры всегда ревностно относятся к чести своей твердыни. Соперничество между храмами по красоте, по масштабам, по древности существования и количеству чудесных деяний сродни конкурсу красоты, когда лишь имя самой достойной не сходит с уст, а все вице… быстро стираются из памяти.
Для архитектора же, как для любого родителя, его детище — самое лучшее и прекрасное, и каждая черточка с такой любовью отрисованная в тиши темных ночей его достойна самой высокой награды и похвалы. Но жизнь берет свое и в игру вступают какие-то меркантильные или этические вопросы… Вот и приходится автору всеми правдами и неправдами спасать жизнь своего творения.
Город Харьков. Первая четверть XIX века. Новопостроенный Успенский собор. Здесь и златоглавые купола на высоких барабанах, и монументальность сооружения, и пышность внутренней отделки… но главного нет. Молчаливо возвышается эта красавица среди харьковских улиц. Какой же это собор без колокольни? Вот решили горожане подарить собору его голос, который разлетался бы на много верст в округе. Проектирование колокольни поручили профессору архитектуры Харьковского университета Евгению Алексеевичу Васильеву.
Работа была выполнена на славу, и колокольня вышла одновременно изящной и монументальной. Да вот одна загвоздка — ее высота превышала аж на восемь метров колокольню Ивана Великого в Москве. Городская власть испугалась за столь явное доминирование над столицей, ретиво соблюдавшей свое достоинство, и по преданию ее голова Ломакин проект приказал переделать.
Васильев, не устояв под напором, на собрании сдал свои позиции, но в тиши своей мастерской наедине с проектом своей колокольни-красавицы решение свое переменил. На следующее заседание строительной комиссии был предоставлен прежний проект с тем лишь изменением, что была указана поярусная высота без суммарной. Вот тогда-то звонкоголосая и получила путевку в жизнь с всеобщего одобрения (в том числе и Ломакина).
И доныне колокольня Успенского собора встречает путников в самом сердце Харькова, как символ маленькой хитрости, спасшей красавицу от превращения в безликое чудовище, хотя скептики и утверждают, что это всего лишь легенда, а действительно существующая подпись тогдашнего городского головы на сохранившемся до наших дней проекте – всего лишь виза ознакомления.